Игры за обедом для слухоречевого развития ребенка

Мы уже писали статьи о разных развивающих играх, на этой неделе мы опубликуем три материала об играх, в которые вы сможете играть со своим ребенком в обеденное время – каждый блок нацелен на развитие навыков коммуникации в определенном слуховом возрасте:

 

1. Для детей, которые только начинают слушать и говорить.

2. Для более опытных слушателей.

3. Для тех, кто уже хорошо слышит и говорит.

 

Сегодня мы представляем Вашему вниманию первый блок:

 

ДЛЯ ДЕТЕЙ, КОТОРЫЕ ТОЛЬКО НАЧИНАЮТ СЛУШАТЬ И ГОВОРИТЬ

Основная цель в данном случае – это сформировать у ребенка представление о звуках и добавить к ним значение простых повседневных слов и фраз, которые произносятся с разным ритмом и интонацией.

 

1. Используйте различные упаковки для еды, чтобы пошуметь и привлечь внимание ребенка к разным звукам:

▪ Постучите по кастрюле ложкой, затем по пакету с молоком, пошуршите упаковкой от хлеба, чтобы показать, что издают различные звуки.

▪ Проделайте это снова, когда ваш ребенок смотрит на вас, а также, когда он смотрит в сторону. Различает ли он, что был звук? Если да, то покажите, как именно вы сделали звук, определите с ребенком какой именно звук вы слышали и расскажите, что это такое.

 

2. Привлекайте внимание к звукам, которые издают различные упаковки

▪ Когда вы открываете кастрюлю или банку, попросите ребенка прислушаться, как она издает хлопок.

▪ Когда вы наливаете молоко, пусть ребенок прислушается, как оно делает «буль-буль-буль».

▪ Когда вы нарезаете хлеб или сыр, пусть ребенок прислушается, как нож делает «хлоп!» по разделочной доске.

 

3. Соединяйте повседневные фразы с определенными действиями, говоря:

▪ «Открыто» каждый раз, когда вы открываете продукт, холодильник, окно и т.д.

▪ «Горячо!», «Не трогай!» или «Нет, нет, нет!» — когда ребенок приближается к плите

▪ «Мешаем, мешаем, мешаем!» — размешивая суп.

▪ «Кладем!» или «Еще!» – когда добавляем сыр или хлеб на бутерброд.

▪ «Все!», «Выключаем» — когда выключаете плиту или другие электроприборы.

▪ «Готово!» — когда приготовление еды или сам обед закончен.

▪ «Бррр!» — когда открываете холодильник

После постоянного повторения этих слов, попробуйте произнести слово и посмотреть – пробует ли ребенок самостоятельно сделать обозначенное действие или может быть он смотрит туда, где это действие обычно происходит?

 

4. Развивайте речь ребенка

▪ Если ребенок говорит, например,  «о-а», когда вы открываете холодильник, мягко поправьте его, сказав «Открыто. Да, я открыл холодильник»

▪ Если ребенок говорит, например, «го-го» , когда  вы рядом с плитой, произнесит «Горячо. Да плита горячая и мы никогда ее не трогаем.»

 

Превратите эти игры в привычку и это, непременно, скажется на речевом развитии вашего ребенка. А о том, в какие игры можно играть в обеденное время с детьми с уже имеющимся слуховым опытом мы расскажем в нашей следующей статье.

 

Автор: Донна Сперандио специалист по слухоречевому развитию (в текущее время работает в качестве руководителя направления реабилитации в MED-EL), при участии Мэри-Кэй Терес, специалист по слухоречевому развитию.

 

Перевод и адаптация: Елена Четыркина, специалист «Я слышу мир»

Оригинал статьи:  http://www.medel.com/blog/three-activities-build-childs-communication-skills/