Семинар РО «Я слышу мир!» в Чите

 

18-19 апреля 2019 г в г. Чита состоялся региональный научно-методический семинар «Слухоречевая реабилитация детей с кохлеарными имплантами».

Семинар проводился по инициативе и на базе ГОУ «Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир» при поддержке родительского объединения «Я слышу мир!». Центр создан в 2010 году путем слияния «Читинской школы-интерната для неслышащих детей» и «Читинской школы-интерната для слабослышащих детей».

Семинар проводила Королева Инна Васильевна, профессор, доктор психологических наук, главный научный сотрудник СПб НИИ уха, горла носа и речи, научный руководитель программ реабилитации детского городского сурдологического центра г. Санкт-Петербург, член Президиума Российского сурдологического общества. Участниками семинара были 102 специалиста — сурдопедагоги, логопеды, педагоги, дефектологи Центра «Открытый мир», а также специалисты из Улан-Удэ.

В своих лекциях  проф. Королева И.В. рассказала о «Слуховом» методе реабилитации детей с кохлеарными имплантами, разработанном в Санкт-Петербургском НИИ уха, горла, носа и речи, роли сурдопедагога в настройке процессора кохлеарного импланта, особенностях слухоречевой реабилитации детей старшего возраста с кохлеарными имплантами, подходах к реабилитации после кохлеарной имплантации глухих детей с комплексными нарушениями, особенностях диагностики и коррекционной работы с детьми с сочетанными первичными нарушениями слуха и речи и др.

Лекции сопровождались практическими занятиями — Королева И.В. провела мастер-классы – занятие с 2-мя детьми с кохлеарными имплантами с разным уровнем слухового и речевого развития, показала приемы работы по развитию восприятия фонематического слуха, произношения, фразовой речи, слухоречевой памяти с использованием методического комплекта «Учусь слушать и говорить». На одном из мастер-классов присутствовала мама ребенка и Королева И.В. показала приемы включения родителя в развитие слуха и речи  у ребенка в домашних условиях с помощью игр.

 

 

Во второй день слушателям было предложено разделиться на группы (педагоги-предметники, сурдопедагоги-дефектологи, воспитатели, специалисты раннего/дошкольного отделения центра, администрация) и обсудить вопрос «Что мы можем сделать в нашем учреждении с позиции «слухового» метода, чтобы повысить эффективность слухоречевой реабилитации детей с КИ и слуховыми аппаратами». Обсуждение показало высокую заинтересованность участников в изменениях, а предложения по организации взаимодействия специалистов внутри учреждения продемонстрировали хороший ресурс для этих позитивных изменений. В то же время были выявлены проблемы настройки кохлеарных имплантов и слуховых аппаратов у детей, требующие налаживания взаимодействия с Комитетом по здравоохранению. Разбор видео занятия с ребенком раннего возраста с кохлеарным имплантом, которое подготовили сурдопедагоги школы, позволил обсудить проблемы и приемы работы с детьми этой группы.

Было также проведено отдельное занятие для родителей «Как родители могут помочь своему ребенку с КИ научиться слышать, понимать, говорить и общаться». На нем также присутствовали специалисты Центра, что позволило им увидеть эту форму работы, которая является частью «слухового» метода.

 

 

Во время проведения семинара в Чите также проходил фестиваль логопедической службы в рамках IX Всероссийского симпозиума «Современные тенденции и перспективы развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья». Здесь Королева И.В. выступила с докладом «Комплексное сопровождение детей с кохлеарными имплантами в образовательном учреждении».

Прекрасная организация семинара, активная заинтересованность большинства участников, разнообразные формы работы с аудиторией, возможность близко познакомиться с современным подходом и практическими приемами работы с детьми с кохлеарными имплантами, сделали этот семинар важным событием для специалистов Забайкальского края.