АФАЗИЯ — причины, симптоматика
Афазия – результат повреждения одного или нескольких участков мозга, отвечающих за речь. Афазия может сопровождаться другими речевыми расстройствами – например, дизартрией (расстройством артикуляции) или апраксией речи, которые и сами по себе являются последствием повреждения мозга. В зависимости от расположения и размера повреждённого участка мозга симптомы афазии также могут быть различными; потеря речи может быть как частичной, так и полной.
Причины детских афазий
Большинство случаев потери или частичной утраты речевых функций в детском возрасте связано с нарушением работы левого полушария головного мозга, которое отвечает за речь, навыки письма, чтения, умение слушать. Гораздо реже патологию вызывает повреждение правого полушария, которое регулирует восприятие и память.
Причинами афазии у детей могут стать:
- черепно-мозговые травмы, включая сотрясения;
- онкологические процессы в головном мозге;
- заболевания инфекционного характера, поражающие структуры ГМ (менингит, энцефалит);
- оперативные вмешательства, затронувшие головной мозг;
- интоксикации ядовитыми химическими соединениями и природными токсинами;
- различные нарушения мозгового кровообращения.
У детей с афазией наблюдается следующая симптоматика:
Ø Ребёнку сложно подобрать нужное слово. При этом он пытается подобрать синоним, описывать предмет или явление, о котором хочет сказать.
Ø Теряется понятие «категории». Для ребёнка сложно понять, например, что «кукла – это игрушка», потому что для него это слова, существующие по отдельности.
Ø У детей наблюдаются сложности с восприятием времени. Им трудно рассказать о последовательности действий, сложно расставить происходящее в хронологическом порядке.
Ø Такие дети чаще замыкаются в себе, отвечая на вопросы максимально коротко и односложно. Но в некоторых случаях наоборот начинают говорить без остановок, при этом составляя длинные предложения из несвязанных между собой слов так, что разобрать смысл сказанного невозможно.
Ø Нарушается синтаксическая сторона речи.
Ø Для детей характерна и подмена звуков, букв в словах в произношении и написании.
Все эти симптомы могут служить ориентиром для правильного построения плана работы с детьми.
Участие членов семьи в лечении афазии считается очень важным компонентом терапии, поэтому родственникам такого ребёнка рекомендуется придерживаться следующих правил:
ü Упрощать свою речь, строя простые, короткие фразы.
ü При необходимости повторять ключевые слова фразы.
- Сохранять нормальный стиль общения (не «сюсюкать», то есть не пытаться разговаривать как с маленьким ребёнком).
- Привлекать к участию в беседе.
- Поддерживать все виды коммуникации.
- Предоставлять ребёнку необходимое время на построение и выговаривание фраз.
Обследование при подозрении на афазию у детей и подростков включает в себя:
- общий неврологический осмотр;
- консультацию нейрохирурга, офтальмолога;
- ряд лабораторных и инструментальных исследований (общие и специфические анализы крови, МРТ, КТ, ЭЭГ);
- сбор анамнеза, включая особенности внутриутробного периода жизни и первых месяцев после рождения, медицинскую историю членов семьи;
- общение с детским психиатром.
Большую роль в диагностике афазии играет личная работа с детьми логопедов, дефектологов и психиатров: специалисты в ходе беседы оценивают объем и качество речевых и неречевых функций ребёнка, определяют уровень навыков письма, чтения, распознавания устной речи.