АФАЗИЯ — причины, симптоматика

 

 

АФАЗИЯ — причины, симптоматика

 

Афазия – результат повреждения одного или нескольких участков мозга, отвечающих за речь. Афазия может сопровождаться другими речевыми расстройствами – например, дизартрией (расстройством артикуляции) или апраксией речи, которые и сами по себе являются последствием повреждения мозга. В зависимости от расположения и размера повреждённого участка мозга симптомы афазии также могут быть различными; потеря речи может быть как частичной, так и полной.

 

Причины детских афазий

 

Большинство случаев потери или частичной утраты речевых функций в детском возрасте связано с нарушением работы левого полушария головного мозга, которое отвечает за речь, навыки письма, чтения, умение слушать. Гораздо реже патологию вызывает повреждение правого полушария, которое регулирует восприятие и память.

 

Причинами афазии у детей могут стать:

 

  • черепно-мозговые травмы, включая сотрясения;
  • онкологические процессы в головном мозге;
  • заболевания инфекционного характера, поражающие структуры ГМ (менингит, энцефалит);
  • оперативные вмешательства, затронувшие головной мозг;
  • интоксикации ядовитыми химическими соединениями и природными токсинами;
  • различные нарушения мозгового кровообращения.

 

У детей с афазией наблюдается следующая симптоматика:

 

Ø Ребёнку сложно подобрать нужное слово. При этом он пытается подобрать синоним, описывать предмет или явление, о котором хочет сказать.

Ø Теряется понятие «категории». Для ребёнка сложно понять, например, что «кукла – это игрушка», потому что для него это слова, существующие по отдельности.

Ø У детей наблюдаются сложности с восприятием времени. Им трудно рассказать о последовательности действий, сложно расставить происходящее в хронологическом порядке.

Ø Такие дети чаще замыкаются в себе, отвечая на вопросы максимально коротко и односложно. Но в некоторых случаях наоборот начинают говорить без остановок, при этом составляя длинные предложения из несвязанных между собой слов так, что разобрать смысл сказанного невозможно.

Ø Нарушается синтаксическая сторона речи.

Ø Для детей характерна и подмена звуков, букв в словах в произношении и написании.

 

Все эти симптомы могут служить ориентиром для правильного построения плана работы с детьми.

 

Участие членов семьи в лечении афазии считается очень важным компонентом терапии, поэтому родственникам такого ребёнка рекомендуется придерживаться следующих правил:

 

ü Упрощать свою речь, строя простые, короткие фразы.

ü При необходимости повторять ключевые слова фразы.

  • Сохранять нормальный стиль общения (не «сюсюкать», то есть не пытаться разговаривать как с маленьким ребёнком).
  • Привлекать к участию в беседе.
  • Поддерживать все виды коммуникации.
  • Предоставлять ребёнку необходимое время на построение и выговаривание фраз.

 

Обследование при подозрении на афазию у детей и подростков включает в себя:

 

  • общий неврологический осмотр;
  • консультацию нейрохирурга, офтальмолога;
  • ряд лабораторных и инструментальных исследований (общие и специфические анализы крови, МРТ, КТ, ЭЭГ);
  • сбор анамнеза, включая особенности внутриутробного периода жизни и первых месяцев после рождения, медицинскую историю членов семьи;
  • общение с детским психиатром.

 

Большую роль в диагностике афазии играет личная работа с детьми логопедов, дефектологов и психиатров: специалисты в ходе беседы оценивают объем и качество речевых и неречевых функций ребёнка, определяют уровень навыков письма, чтения, распознавания устной речи.