Государство должно взять на себя расходы по замене речевых процессоров для пациентов с нарушениями слуха. Иначе сотни детей и взрослых, получивших благодаря федеральной программе возможность слышать, вновь погрузятся в мир безмолвия.
С 2008 года пациенты с врожденной или приобретенной глухотой имеют возможность вернуть слух с помощью кохлеарной имплантации за счет федерального бюджета. В рамках программы оказания высокотехнологичной медицинской помощи в России в 2008-2014 года было установлено 7433 кохлеарных имплантата пациентам с тотальной глухотой и IV степенью тугоухости. Как считает президент фонда независимого мониторинга медицинских услуг и охраны здоровья человека «Здоровье» Эдуард Гаврилов, «все они могут снова столкнуться с глухотой, потому что речевые процессоры кохлеарных имплантатов не попали в перечень технических средств реабилитации инвалидов, подлежащих периодической замене».
Кохлеарный имплантат – медицинское устройство, состоящее из двух частей: наружной и внутренней.
Наружная – речевой процессор, который улавливает окружающие звуки, преобразует, кодирует их и посылает информацию внутренней части, имплантируемой (вживляемой) в ткани головы за ухом. Ее электрод вводится во внутреннее ухо (улитку). Это внутреннее устройство расшифровывает информацию, полученную из наружного устройства и вырабатывает соответствующие электрические импульсы. В улитке слуховой нерв передает поступающие от электродов сигналы в мозг, и он распознает их как конкретные звуки.
Хирургическим путем имплантат устанавливается в голове пациента на всю жизнь (в идеальных условиях), а наружная часть — речевой процессор подлежит замене один раз в 5 лет. Имплантат без наружной части не работает, если его вовремя не заменить, пациент, несмотря на проведенную операцию, остается глухим.
Родителей детей, которым была проведена кохлеарная имплантация в 2008-2010 годах устали обивать пороги разных государственных учреждений, в поисках возможности заменить процессор. А сроки, установленные производителями для замены, уже истекают:
— Я обратилась в соцзащиту города Челябинска по месту проживания в начале 2013 года. У меня приняли документы и сказали, что в августе 2013 года нам его поменяют. Прошло больше года с подачи документов, но до сих пор ничего не сдвинулось с места. Усугубляется это еще и тем, что наш процессор практически отказывается работать. Ребенок в нем плохо слышит. Мои постоянные звонки в соцзащиту никаких результатов не дают, — пишет в фонд «Здоровье» Наталья Недорезова из Челябинска, одна воспитывающая 6-летнюю дочь. А Эдуард Гаврилов поясняет, что Фонд социального страхования отказывает семьям в таких запросах, ссылаясь на письмо Минтруда России от 10.02.2014г № 13-3/13-47, где указано, что замена и ремонт выходящих из строя частей системы кохлеарной имплантации, установка которой осуществлялась в рамках высокотехнологичной медицинской помощи, не может осуществляться уполномоченным органом (соцзащитой) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение инвалидов TCP, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий.
В фонде — еще 16 писем, в том числе коллективных, из разных регионов страны, в которых родители говорят о том, что их дети перенесли операцию, прошли через длительную реабилитацию (после установки имплантата необходимо еще научиться слышать и говорить), смогли пойти в обычные школы, нашли друзей, стали активными членами общества. Сейчас все это под угрозой, потому что не у многих родителей есть от 180 до 520 тысяч рублей (в зависимости от производителя имплантата, установленного их ребенку), чтобы заменить выходящий из строя процессор.
Со временем число жалоб будет расти, как снежный ком, — больше всего имплантатов было установлено детям в 2010-2012 годах, а речевые процессоры необходимо менять каждые 5-6 лет.
— По недомыслию или, напротив, в целях экономии чиновники не включили речевые процессоры, установленные по программе высокотехнологичной медпомощи, в перечень технических средств реабилитации. Это абсурдная ситуация. Государство уже потратило немалые средства на то, чтобы социализировать инвалидов по слуху. Нельзя дать ребенку, семье надежду, а потом отобрать ее, — говорит директор фонда Эдуард Гаврилов.
По его мнению, замену процессоров можно предусмотреть стандартом реабилитации для детей с тугоухостью или глухотой, который пока не утвержден Минздравом, а экономию госбюджета можно обеспечить, переориентировав госзакупки речевых процессоров на отечественного производителя.
Правда, возможно это далеко не всегда — в России зарегистрированы и использовались имплантаты 4 производителей, а аналоги своих процессоров в России производят только две из них.
Источник: ДокторПитер