Грамматика не математика

 

Грамматический строй речи — это система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса. Ребенок, у которого развит грамматический строй речи легко общается со сверстниками и взрослыми, он может правильно высказать свои мысли, чувства, легко проходит адаптацию в школе.

 

Усвоение детьми грамматического строя языка происходит постепенно, путем подражания. У детей старшего дошкольного возраста грамматический строй речи формируется прежде всего в повседневном общении и в различных видах детской деятельности – в игре, конструировании, изобразительном творчестве. Именно поэтому организации грамотной деятельности в повседневной жизни детей, является главным педагогическим условием их развития.

 

Так как ведущим видом деятельности ребёнка является игра, её и рекомендуют использовать как один из основных приёмов в формирование грамматического строя речи. Благодаря игре, её динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей, предоставляется возможность много раз упражняться в повторении нужных грамматических категорий. Таким образом, грамматические категории можно отрабатывать, используя различные виды игр:

 

  • настольно-печатные;

 

  • дидактические;

 

  • подвижные игры;

 

  • сюжетно-ролевые;

 

  • компьютерные и интерактивные игры.

 

 

При отборе материала для игр и игровых упражнений важно организовать его таким образом, чтобы дети не просто запоминали ту или иную грамматическую форму, но и в практическом плане освоили правило словоизменения. Материал должен давать широкую ориентировку в типах изменения слов, помочь эти типы выделить и дифференцировать.

 

Таким образом, широкое использование дидактических игр и упражнений является наиболее эффективными методами в формировании грамматического строя речи. Интерес, вызванный у детей, и положительные эмоции способствовали успешному усвоению грамматического строя речи.