Интервью с Аркадием Сосновым

 

Премьера документального фильма «Пусть мир услышит!» о том, как кохлеарная имплантация повлияла на судьбы трех пациентов петербургского НИИ ЛОР, живущих в России и Казахстане, состоялась осенью 2017 года в Москве. Автор идеи и сценария Аркадий Соснов подчеркивает, что лента не о жалости к беспомощным, а напротив, о возможности нормально жить и развиваться, несмотря на физические ограничения. В планах создателей картины — еще ряд проектов, посвященных людям после таких операций.

 

Фильм «Пусть мир услышит!» — это истории трех молодых людей, которые в разные моменты жизни полностью потеряли слух и были обречены провести остаток своих дней в полной тишине. Но благодаря современной медицине и высоким технологиям они вернулись в мир звуков, речи и музыки. Своим примером герои показывают, что сегодня глухота — это не приговор. У человека появился выбор. По ходу фильма выясняется, что ключевую роль в их возвращении к нормальной жизни сыграла и продолжает играть музыка. Дмитрий часами слушал старые аудиокассеты, восстанавливая восприятие звуков и ритмов. Николай под влиянием музыки начал сочинять стихи, юноша читает их в фильме. Айгерим, выросшая в артистической семье, победила нараставшую глухоту и превратилась в яркую молодую певицу. По словам сорежиссера фильма Евгения Захарова, еще один герой ленты — звук: шум дождя, шуршание шин, дуновение горного ветра.

Изначально Аркадий Соснов подготовил несколько печатных материалов о кохлеарной имплантации.

 

Аркадий Соснов

 

«Я узнал о столь эффективном методе возвращения слуха и, естественно, стал о нем рассказывать читателям. Сначала на примере нашего петербургского НИИ ЛОР, потом познакомился с объединением «Я слышу мир!», в котором собраны родители детей, страдающих таким недугом, а позже встретился с разработчиками многоканального имплантата, которые продолжают развивать эту революционную технологию»,— рассказывает он.

 

Операция по вживлению имплантата позволяет практически полностью восстановить слух при условии тщательной реабилитации, и если имплантаты поставлены на оба уха, то слух пациента ничем не отличается от обычного.

Один из трех героев картины — Дмитрий Уваров, которому впервые в Петербурге сделали такую операцию, причем провел ее хирург из Братиславы Милан Профант. Дмитрий с детства бредил автомобилями, но, оглохнув в старших классах школы, думал, что с мечтой покончено, однако сейчас профессионально работает в этой сфере, а на досуге увлеченно занимается латиноамериканскими танцами с их сложной ритмикой.

На фестивале «Волшебная симфония» сценарист познакомился с еще одним персонажем своего фильма — девушкой из Казахстана Айгерим Тутовой, которую в Алма-Ате оперировал уже петербургский хирург Владислав Кузовков. Буквально перед тем как отправить материал о Дмитрии и Айгерим в печать, Аркадий Соснов получил письмо с историей третьего героя картины — Николая Кузнецова, рассказанной его мамой. Этот мальчик, потерявший в 2,5 года из-за менингита зрение и слух, вернулся в мир звуков благодаря кохлеарной имплантации, что позволило ему успешно закончить школу. Сейчас он учится на четвертом курсе юридического факультета СПбГУ.

 

«Я понял, что эти три истории складываются в пазл, который дает полное представление о возможностях этой медицинской технологии. Кроме того, все три истории так или иначе завязаны на музыке: Айгерим поет, воплотив свою мечту, Коля ходит на концерты классической музыки, а Дима был меломаном в школе, в ходе реабилитации слушал свои старые пленки, что и помогло быстро восстановить слух, а сейчас посещает танцевальную студию»,— отмечает автор фильма.

 

Съемки

 

Процесс съемок занял 2,5 месяца. Старт был дан на концерте в петербургской Академической капелле в мае 2017 года: в программе были произведения Бетховена, который, как известно, страдал прогрессирующей глухотой. Завершились съемки в конце июля.

 

«Мы за это время слетали в Алма-Ату, побывали в поселке Борок Ярославской области, где Коля Кузнецов провел детство и где живет его дедушка, сыгравший большую роль и в реабилитации внука, и в его духовном и физическом развитии. Снимали в Петербурге, в том числе операцию в НИИ ЛОР, в Братиславе, в клинике доктора Милана Профанта, в австрийском Инсбруке, где находится семейная компания разработчиков имплантата и речевого процессора. Самым сложным этапом работы оказался последующий монтаж — все-таки трудно вместить жизни трех героев до и после имплантации в 45-минутный формат»,— рассказывает сценарист.

 

Премьера фильма состоялась в московском кинотеатре «Иллюзион», который оборудован специально для людей с проблемами слуха. Картина была снабжена титрами, чтобы ее могли воспринимать зрители с различными физическими ограничениями. Уже состоялись показы с участием героев, других людей с дефектами слуха, в Петербурге, Сургуте, Челябинске, Алма-Ате, и всюду аудитория очень прочувствованно воспринимала коллизии фильма.

Создатели картины намерены показать ее и в странах дальнего зарубежья, представить на различных фестивалях документального кино. По мнению автора проекта, эта история достойна того, чтобы транслировать ее на международном уровне: «Хотим, чтобы как можно больше людей узнали о возможностях этой технологии, ведь многие, столкнувшись с такой бедой, как глухота, смиряются, обрекают себя или своих детей на общение лишь с помощью жестов».

 

 

Перспективы

 

Финансовую поддержку в создании картины оказала австрийская семейная компания MED-EL — производитель кохлеарных имплантатов, но в фильме нет не только рекламы этой компании, но и того, что называется product placement.

 

«Это настолько социально ответственный бизнес, что кроме уважения ничего не вызывает. Когда я писал сценарий, то заложил съемки по максимуму — и в Алма-Ате, и в Братиславе, и в Бороке, думая, что «в целях экономии средств» от съемок в Казахстане и Словакии придется отказаться. Но мой вариант сценария был принят. В итоге удалось показать, что проблема с потерей и реальным обретением слуха — глобальная. Действительно, в мире миллионы людей, которым могла бы помочь кохлеарная имплантация, но либо они о ней не знают, либо не могут на нее решиться, либо не созданы условия для ее проведения»,— отмечает Аркадий Соснов.

 

Он считает, что у подобных фильмов большое будущее, они могут быть динамичными, захватывающими, но ни в коем случае не «бить на жалость» аудитории: кинокартины должны показать, что люди с кохлеарными имплантатами на многое способны, что они ничем не хуже других людей, а в чем-то даже их превосходят, что они часть социума.

Так, у Николая Кузнецова уже после петербургской премьеры фильма состоялась встреча с ректором СПбГУ Николаем Кропачевым.

 

«Они оба юристы, только один уже состоявшийся, а другой начинающий, причем использует дистанционную схему обучения, и ректору было важно знать, как она работает. Коля практически на равных с ним разговаривал»,— отмечает сценарист.

 

Авторы проекта собираются выпустить сборник стихов Николая Кузнецова и сделать более подробный фильм про Айгерим, так как в фильме ей отведена треть всего времени.

 

«В ее истории интересный бэкграунд. Хочется показать актерскую среду, в которой она выросла, и среду студенческую, ведь Айгерим учится на дефектолога — профессию выбрала явно под влиянием своего исцеления»,— добавляет он.

 

Говоря о других социально-культурных проектах, Аркадий Соснов называет инклюзивный спектакль «Кармен», созданный при поддержке московского фонда «Со-единение». Уникальность спектакля в том, что в роли Хозе слепоглухонемой парень, тогда как Кармен — профессиональная танцовщица. Трактовка такова, что, поскольку Хозе безумно влюблен, он слеп, глух и нем именно от любви. При этом «озвучивает» Хозе инвалид-колясочник, в постановке заняты и другие актеры с особыми возможностями.

 

«Этот спектакль, благодаря нашим усилиям, был привезен в Петербург и сыгран на сцене Эрмитажного театра. Компания «Телеинвест» провела съемки по моему сценарию — и родился красивый фильм «Инклюзив для Кармен»», недавно его показали по каналу «Санкт-Петербург»»,— отмечает сценарист.

 

Источник