Нарушения тонуса — различные расстройства групп или отдельных мышц речевого аппарата, проявляющиеся в недостаточном сокращении мускулатуры.
Изменение мышечного тонуса артикуляционного аппарата:
• гипотонус;
• гипертонус;
• смешанный тонус (дистонус).
Нарушение тонуса мышц артикуляционного аппарата приводит к нарушению артикуляционной моторики. Наличие изменённого тонуса связано с нарушением иннервации мышц, наличием парезов или параличей. Патология центральной нервной системы может стать причиной нарушения тонуса артикуляционного аппарата. Также в современном мире у детей снижение тонуса мышц часто возникает под воздействием социального фактора. Ребёнку поздно дают твёрдую пищу, дети не жуют, предпочитая в еде пюреобразную пищу. Данное обстоятельство приводит к замедлению роста челюсти и потери тонуса мышечной мускулатуры. Мы можем наблюдать изменение тонуса как отдельных мышц (чаще языка или губ), так и группы мышц (губы и язык, губы и челюстные мышцы).
Недостаточная подвижность артикуляционных мышц языка и губ обусловливает нарушения звукопроизношения, так как нарушается артикуляция в целом. Степень нарушения подвижности артикуляционных мышц может быть различной: от полной невозможности до незначительного снижения объёма и амплитуды артикуляционных движений языка и губ. При этом в первую очередь нарушаются наиболее тонкие и дифференцированные движения (прежде всего поднимание языка вверх).
Нарушения звукопроизношения:
• стойкий характер нарушений звукопроизношения, особая трудность их преодоления;
• трудности автоматизации звуков (процесс автоматизации требует большего количества времени);
• нарушено произношение не только согласных, но и гласных звуков;
• преобладание межзубного и бокового произношения свистящих [с], [з], [ц] и шипящих [ш], [ж], [ч], [щ] звуков;
• оглушение звонких согласных (дом=том, бабочка=папочка, год=кот);
• смягчение твёрдых согласных звуков (зубы=зюбы, сок=сёк, тапки=тяпки);
• нарушения звукопроизношения особенно выражены в самостоятельном речевом потоке.
Для нормализации тонуса используются разные приёмы: массаж, артикуляционная и дыхательная гимнастика, разные виды релаксации.
Автор статьи: Родина Наталья Сергеевна,
учитель-дефектолог (сурдопедагог) ГБОУ школы-интерната №31
Невского района Санкт-Петербурга, сурдопедагог проекта дистанционной реабилитации USHARIKI.RU.