Какой словарный запас ребенка с КИ?

 

 

Словарный запас у ребенка c кохлеарным имплантом

 

Одним из важных направлений в реабилитации ребенка после кохлеарной имплантации является развитие речи. Этот процесс очень долгий и сложный. Он заключается не только в развитии способности говорить слова, но также в их понимании, в выражении с помощью речи собственных мыслей и эмоций. Красивая и грамотная речь является важным показателем интеллектуального развития ребенка. При богатом словарном запасе ребенок более развитый и легче обучается всему новому.

В каждом своем возрасте ребенок должен владеть определенным минимумом слов и активно ими пользоваться. Для оценки развития речи у ребенка многие специалисты используют норму количества слов в словаре ребенка. Словарный запас ребенка: в 1,5 года — 100 слов, в 3 года — 1100 слов, в 6 лет — 3000 слов. В первые годы жизни подсчитать словарный запас ребенка не составляет труда.

 

Как определить словарный запас своего ребёнка?

 

Сложность определения словарного запаса у ребенка после кохлеарной имплантации связана в первую очередь с тем, что трудно посчитать все слова, которые говорит ребенок в течении дня.  Важно знать, что вначале ребёнок только усваивает произносимые другими людьми слова и только через некоторое время начинает использовать их в собственной речи.

Каждый человек обладает двумя словарями — пассивным и активным. Пассивный словарь — это те слова, которые ребенок знает, но не использует в речи. Активный словарь — это те слова, который ребенок использует в своей речи осознанно.  Большее практическое значение имеет активный словарь, то есть тот набор слов, которым реально пользуется ребёнок и, что особенно важно, смысл которых понимает.

 

Для подсчета словарного запаса ребенка можно воспользоваться обычной тетрадкой. Необходимо записывать каждое слово, которое узнал ребенок, при этом рекомендуется разделить лист на три части для записи активного, пассивного и слухового словаря.

 

Пассивный словарь — это те слова, которые ребенок понимает, но не использует в речи.

 

Активный словарь — это те слова, который ребенок использует в своей речи осознанно. 

 

Слуховой словарь  — это слова, которые различает на слух ребенок  вне конкретной контекстной ситуации.

 

Также для подсчета количества слов в словаре ребенка можно воспользоваться электронным сервисом «Мой словарь», который разработали специалисты проекта дистанционной реабилитации www.ushariki.ru. Сервис «Мой словарь» предназначен для ведения и оценки словарного запаса у ребенка после кохлеарной имплантации в электронном виде. В результате ведения словаря ребенка в электронном виде Вы получите информацию о количестве словарного запаса ребенка. А при заполнении словаря  по правилам орфоэпии отображается информация о том, на изучение каких звуков необходимо обратить особое внимание.

 

Как пополнить словарный запас ребенка дошкольного возраста?

 

Одним из самых эффективных методов увеличения словарного запаса являются специальные занятия, направленные на обогащение словаря ребенка с кохлеарным имплантом. Чтение ребенку детских книг также будет способствовать накоплению словарного запаса. Для чтения используйте детскую литературу (детские сказки, стихи, прибаутки). Многие родители отмечают, что отличный эффект для развития речи дают детские стихи.

После чтения книги обсудите с ребенком, что запомнилось ребенку, как бы он поступил на месте героя. У детей на первых этапах слухо-речевой реабилитации можно поинтересоваться, как говорят персонажи из сказки (как говорит мышка, кошка).

 

Для успешного обучения в первом классе словарный запас ребенка должен составлять 3500-6000 слов!

 

Пудов Н. В.