В России сейчас проживает 13 миллионов человек с нарушением слуха, из которых один миллион — это дети. Более трех тысяч пользуются языком жестов, который кстати активно развивается не смотря на большие шаги в медицине в области кохлеарной имплантации, проще говоря внедрения слухового аппарата. Сейчас такие вмешательства уже считаются рядовыми.
Как привыкнуть к жизни, когда полная тишина сменяется на яркую палитру звуков, расскажет Татьяна Баженова (Телеканал Санкт-Петербург).
Эти, казалось бы, примитивные звуки им приходится учиться различать заново. Реабилитация у детей с имплантами длится около двух лет. Когда-то у их родителей уже было опустились руки, их малыши перестали слышать и говорить. Чудо произошло благодаря кохлеарной имплантации — это внедрение прибора, позволяющего компенсировать потерю слуха.
ОЛЬГА ОКОРОКОВА, мама пациентки СПб НИИ ЛОР: «Слезы на глазах были. Сначала было не понятно, что они слышат. Сейчас уже и книжки читаем, и мультики смотрим. А раньше — ей ничего было не интересно».
Маленькой Лизе имплант поставили год назад. Таких пациентов, как она, в НИИ ЛОР сотни. Кохлеарная имплантация здесь уже стала вполне привычной операцией. Хотя еще 20 лет назад в Петербурге появление таких аппаратов было сенсацией. В отличие от слуховых аппаратов, которые носят слабослышащие, импланты помогают тем, кто полностью лишился слуха.
ВЛАДИСЛАВ КУЗОВКОВ, заведующий отделом диагностики и реабилитации нарушения слуха СПб НИИ ЛОР: «Эта электрическая стимуляция проходит в кору головного мозга, и там уже воспринимается как звуки. Самое интересное, что этот процесс сначала проходит очень тяжело, дети пугаются, того что слышат, а многим становится интересно».
ТАТЬЯНА БАЖЕНОВА, корреспондент «В год институт проводит больше 400 операций. Как говорят врачи, примерно 150 детей с имплантами после вмешательства учатся в образовательных школах. К ним полностью возвращается возможность слышать, различать громкость и интонацию».
К счастью, так произошло и в семье Келим. Восьмилетняя Сима оглохла в первый год жизни. Такое осложнение дала операция на сердце. Вернуть палитру звуков помогли импланты — они у девочки на обоих ушах.
ВЕРА КЕЛИМ, мама Серафимы Келим: «В полтора года Сима надела имплант. И заговорила в тот же день. Это происходит довольно редко, потому что довольно долго привыкают к звукам. А она видимо была готова, в ее жизни до этого были звуки».
Сима танцует, поет, говорит на английском. Учится в языковой школе. Своим примером девочка и ее родители развеяли миф о том, что люди с имплантами живут неполноценной жизнью.
СЕРАФИМА КЕЛИМ, «Я не люблю уроки делать, а люблю только танцевать ирландские танцы. Я занималась гимнастикой и балетом, поэтому у меня очень хорошо получается».
Свои таланты она готова демонстрировать окружающим. Скоро девочка начнет готовить номер к фестивалю «Волшебная симфония». Это событие объединяет детей с ограниченными возможностями по слуху. Сима выйдет на сцену, чтобы доказать — ее возможности безграничны.