Накануне открытия «Волшебной симфонии» – первого в России международного музыкального фестиваля для детей с нарушениями слуха – их родители за круглым столом смогли обсудить многие актуальные вопросы. Для этого 14 сентября в Государственной Академической Капелле Санкт–Петербурга с мамами и папами особенных детей встретились врачи петербургского ЛОР НИИ, психологи, логопеды, специалисты по слухоречевой реабилитации и юристы.
Минувший круглый стол стал уже вторым по счету. Первый проводился в 2014 году во время Третьего Всероссийского Конгресса по слуховой имплантации. О самых главных событиях за истекшие два года сообщил участникам круглого стола руководитель родительского объединения «Я слышу мир!» Дмитрий Куликов:
– В 2015 году совместно с фондом «Здоровье» и другими общественными организациями мы инициировали вопрос о плановой замене речевого процессора через пять лет со дня установки, – рассказал Дмитрий Георгиевич. – Этот срок регламентировали Приказом Минздрава, и уже год в массовом порядке и в столицах, и в регионах производятся бесплатные замены процессоров. Кроме того, нам удалось увеличить гарантийный срок на ремонт речевого процессора. До сих пор он составлял три года, а теперь – пять лет.
Дмитрий Куликов пообещал не останавливаться на достигнутых результатах. По его словам, следующая задача, над которой сейчас работает родительское объединение «Я слышу мир!» – юридическое страхование рисков на случай поломки или потери речевого процессора.
Круглый стол открывал первый музыкальный фестиваль для детей с ограниченными возможностями по слуху «Волшебная симфония», главная идея которого заключалась в том, чтобы показать как общественности, так и медикам из разных регионов России и не только, на что способны дети с нарушениями слуха и насколько важна для их реабилитации музыка.
– Конечно, на Гала–концерте в рамках фестиваля перед зрителями предстали только лучшие из лучших, – говорит менеджер проекта «Я слышу мир!» Ольга Базова. – Но мы-то, во время отбора, видели гораздо больше детей и подростков с потрясающими вокальными и музыкальными способностями. Между тем, совсем немного времени прошло с тех пор, как им провели кохлеарную имплантацию, а результаты достигнуты колоссальные! Разумеется, возникает вопрос: как это удалось?
Своими открытиями и личным опытом (и находками, и ошибками) делились те, кто проделал этот путь – из мира тишины в мир музыки – вместе с не слышащими детьми. В первую очередь – специалисты по слухоречевой реабилитации, работающие в школах и детских садах, и родители из Санкт–Петербурга, Волгограда, Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа, а также с Украины. Еще приехала из Словении и тоже участвовала в обсуждениях известный практикующий психолог и мать проимплантированной девочки Вера Келим.
Круглый стол разделился на две содержательные части. В первой – профессионалы в сфере КИ выступали с докладами о ситуации в регионах, рассказывали о проблемах и достижениях, вели дискуссии. О необходимости и пользе музыкального обучения рассуждали специалисты из петербургского Института раннего вмешательства и старший научный сотрудник петербургского ЛОР НИИ, профессор, д.п.н. Инна Королева.
– Мелодия в музыке переносится на интонацию в речи, – объясняла Инна Королева. – Развивая музыкальный слух у детей, мы параллельно развиваем и их речь. Она становится более плавной, правильной, четкой. Дети учатся интонировать фразы, передавать эмоции.
Во второй части круглого стола врачи, специалисты по слухоречевой реабилитации и юристы отвечали на вопросы родителей.
– Их всегда очень много, – отмечает Ольга Базова. – Это вопросы по организации и деятельности родительских объединений, по трудоустройству молодых людей, перенесших кохлеарную имплантацию, по различным нарушениям законодательства и прочие.
В частности, на круглом столе разбиралась ситуация, когда ребенка, достаточно хорошо реабилитированного после КИ, контролирующие органы хотели незаконно лишить инвалидности.
– Это нарушение закона, – прокомментировал юрист. – Любой ребенок, даже если он уже слышит и достаточно успешно адаптировался к окружающему миру, все равно имеет право на сопровождение сурдопедагога, аудиолога и т.д., невзирая на то, учится он в специализированной или в общеобразовательной школе.
Встреча оказалась очень важной и полезной для родителей подростков, проимплантированных в 14 – 20 лет. Так сложилось, что этим пациентам обычно после КИ уделяется меньше внимания, чем малышам. А здесь, за круглым столом, родители смогли поделиться и своими трудностями, и навыками, и узнать что-то новое.
Как отметили специалисты по слухоречевой реабилитации, у всех родителей проимплантированных детей после КИ начинается совсем другая жизнь, поэтому неизбежно возникает очень много насущных, животрепещущих, волнующих их вопросов. Для того чтобы квалифицированно и своевременно обсуждать важные темы, теперь решено проводить такие встречи регулярно.