Математика как способ понимания обращённой речи
Изучение математики предполагает определенный уровень сформированности словесной речи. Лексический материал, с помощью которого передается содержание учебного материала по математике, можно разделить на две группы:
— Речевой материал, раскрывающий конкретно-предметное содержание задач и упражнений (пачка, бидон, коллекция);
— Слова и словосочетания, выражающие суть математических понятий, зависимостей и отношений (множество, больше на «…», отнять).
Неадекватное усвоение слов той или иной группы обусловливает трудности ребенка с кохлеарным имплантом в процессе решения задач. Поэтому необходимо использовать приемы, направленные на обеспечение овладения учеником с кохлеарным имплантом правильным пониманием и употреблением речевого материала обеих групп.
Так, для уточнения значения слов и выражений первой группы рекомендуются следующие приемы:
— Замена непонятного слова известным;
— Показ предмета или картинки, выполнение практического действия;
— Разъяснение значения на основе объяснения (в сочетании с демонстрацией);
— Перефразирование выражений.
Формирование знания речевого математического материала следует осуществлять предварительно в процессе организации различных видов практических упражнений типа:
— «Возьми три синих карандаша. Возьми столько же красных карандашей»;
— «Раскрась три цветка красным цветом. Раскрась желтым цветом на 2 цветка больше».
Характерным является стремление учащихся с кохлеарным имплантом решать задачи, ориентируясь на формальные признаки, стремление к шаблонным действиям (например, если в условии задачи встречается слово «всего», значит, ребенок выполняет действие сложения).
В связи с этим учителю следует:
— Уделять особое внимание выяснению понимания условия и вопроса задачи учеником с кохлеарным имплантом (при необходимости – тщательно объяснять, используя наглядные средства);
— Использовать прием варьирования формулировок, стимулируя ребенка к анализу содержания задачи.