Международный день глухих

Дорогие друзья!

 

Сегодня мы отмечаем Международный день глухих, который направлен на повышение информированности и осознания проблем, с которыми ежедневно сталкиваются глухие люди. Этот день важен, чтобы подчеркнуть необходимость создания более инклюзивного общества, где каждый человек может быть услышан и понят.

 

В этот день Мы рады поделиться с вами статьей о первой в России школе, специализирующейся на обучении глухих детей. Эта школа, основанная Императрицей Марией Федоровной, стала символом надежды и равных возможностей для детей с нарушенным слухом.

 

Первая в России школа для глухих

 

В один из теплых летних дней 1806 года императрица Мария Федоровна (жена Павла I), прогуливаясь по аллее парка в Павловске, повстречала мальчика. Императрица поприветствовала его, однако ребенок не ответил ей. Это удивило императрицу, и она обратилась с вопросом к сопровождавшей мальчика даме. Оказалось, мальчик – это сын генерала Меллера, Александр Меллер. Он был глухим.  Из дальнейшего беседы Мария Федоровна узнала, что в семье Меллер из шести детей трое глухонемых. Приняв близко к сердцу историю ребенка, императрица предложила родителям отправить мальчика за границу, где уже были специальные школы для таких детей. Не желая расставаться со своими детьми, женщина поблагодарили Марию Фёдоровну, но отказались от предложения.

 

Этот случай заставил императрицу задуматься о судьбе глухих людей в России. Был отдан приказ об организации школы для детей с нарушением слуха. И 15 декабря 1806 г., в крепости БИП города Павловска была открыта первая в России школа для глухих детей. На его содержание полагалось 4 500 руб. в год из средств императрицы Марии Федоровны. Помимо государственных средств, на дело воспитания глухонемых детей поступали также значительные пожертвования от частных лиц, так гофмейстерина М. А. Нарышкина пожертвовала более 150 000 руб.

 

Императрица Мария Федоровна сама следила за их обучением, часто посещала училище, которое стало ее любимым детищем. Целью этого учебного заведения было образование и воспитание детей обоего пола, родившихся глухонемыми или оглохших от болезни. В училище применялись разные методы обучения. Учили и языку жестов, и чтению по губам, учили пользоваться и устной речью.

 

 

 

Было два отделения – «изустное» и «мимическое». Для каждого языка существует своя мимическая азбука – в этом училище стал развиваться русский язык жестов.

 

 

Через 4 года училище переехало в Санкт-Петербург. Официальное открытие его состоялось 22 февраля 1810 года. В 1817 году по воле императрицы на углу Гороховой улицы и набережной реки Мойки было куплено трехэтажное здание, в которое после ремонта и перестройки въехало училище глухонемых.

 

 

В 1867 году училище глухонемых посетил профессор Г. Галлодет.  Перед приездом в Санкт-Петербург он успел уже посетить 10 европейских стран и осмотреть 37 училищ для глухонемых. Он писал так: «Нигде в Европе не воспитывают глухонемых так добросовестно и успешно как в Санкт-Петербургском училище».

 

В феврале 1910 году училище на Гороховой улице отмечало столетие со дня своего основания. За сто лет работы училище закончили 2 205 детей. На следующий день, 22 февраля, в училище состоялся торжественный акт, который посетила императрица Мария Фёдоровна (жена Александра III). Одна из учениц обратилась к императрице с устным приветствием, несколько воспитанников читали в ее присутствии стихи и басни, демонстрируя успехи в овладении речью. В этот день училищу было присвоено звание Императорского.

 

 

За сто лет существования училища педагогический состав наработал огромный опыт. Здесь давали разностороннее образование, что позволяло ученикам свободно адаптироваться в обществе. Артикуляционный способ обучения был заменен на метод, дающий навыки чтения слитной речи с губ. Учащихся обучали и произношению. В результате выпускники училища имели прекрасную возможность продолжить получать образование в обычных учебных заведениях.

 

В 1938 заведение получило название «Центральная школа-интернат для детей с расстройствами слуха и речи», в 1948 – «Школа-интернат № 1 для глухих детей». С 1969 учреждение располагается на территории бывшей усадьбы Ланских (пр. Энгельса, 4), где и располагается по настоящее время.

 

Деятельность учреждения, созданного императрицей Марией Фёдоровной, постепенно разрушала преграду, стоявшую между глухонемыми людьми и обществом слышащих, которое сначала с недоверием отнеслось к идее обучения глухих. Многие выпускники этого училища после его окончания могли продолжить образование в обычных учебных заведениях, так как они владели устной речью. Некоторые из них служили на государственной службе, многие стали преподавателями этого же училища и помогали другим глухонемым. Многие были отправлены в другие города и организовали там также училища для глухонемых учеников. Воспитанник Петербургского училища Иван Карлович Арнольд, потерявший слух в раннем детстве, в 1825 г. получил место художника в Императорском Эрмитаже, позже служил топографом в Департаменте государственных имуществ