12-летняя Николь Телига – глухая с рождения. Однако это не мешает ей покорять сердца земляков и жюри музыкальных конкурсов удивительным пением и почти 100-процентным слухом.
В тишине
Когда родилась Николь, ее родители были счастливы: еще одна дочка в семье, еще одна красавица. Дочка росла в любви и заботе и развивалась вроде бы, как и все дети.
Первые подозрения, что с малышкой что-то не так, у родителей появились примерно в пять месяцев. После перенесенной ветрянки она неожиданно стала очень громко, почти на ультразвуке, выражать свои эмоции. Счастье и огорчение звучали одинаково оглушительно для окружающих. К вечеру все члены семьи сильно уставали от таких звуков. Николь же продолжала радоваться жизни, громко оповещая об этом всех вокруг.
Спустя некоторое время родители девочки поехали с ней в гости. Там и стало понятно, что девочка плохо слышит: неожиданно в соседней комнате кто-то стал сверлить стену перфоратором. Вздрогнули все, кроме малышки. Она безмятежно смотрела по сторонам и что-то агукала.
– После этого случая мы с мужем стали искать специалистов, которые объяснили бы, что с нашей дочерью и как ей можно помочь, – вспоминает мама Николь Елена Телига. – Обошли всех врачей в Новороссийске, прошли ряд обследований в Краснодаре. Вердикт специалистов ошеломил: дочь с рождения глухая (двухсторонняя нейросенсорная тугоухость 4 степени).
Пережить эту новость маме и папе девочки удалось не сразу. Ведь в семье ни у кого нет проблем со слухом. Почему же тогда Николь лишена возможности слышать окружающий мир, как остальные ее родные?
Но времени на долгие страдания и переживания не было. Врачи из Краснодарского детского диагностического центра объяснили, что подарить малышке слух реально. Но для этого надо провести операцию и установить ей кохлеарный имплант. Причем чем раньше это произойдет, тем больше шансов, что Николь сможет не только слышать и говорить, но даже петь.
Это не чудо – это наша работа
Так и произошло. В два года девочке установили бесплатный кохлеарный имплант (к тому моменту у нее уже была справка об инвалидности). Однако врачи сразу предупредили родителей, что это не панацея: Николь не сразу начнет слышать и распознавать разные звуки, а главное – не заговорит. Всему этому ее надо учить. И делать это будут в основном родители.
– Оказалось, что сам по себе аппарат не дарует слух и речь. Это результат долгой, кропотливой работы. Да, нужны занятия со специалистами (сурдопедагогом, логопедом, дефектологом и другими), но главными проводниками в полноценный мир для таких детей, как наша Николь, являются их родители. Надо круглосуточно с ними говорить. А еще следить и за своей речью – четко проговаривать слова. Это непросто, многие не выдерживают. Но мы с мужем решили, что ни в коем случае не будем сдаваться, – рассказывает Елена Телига.
Сегодня, вспоминая первые несколько месяцев после операции, мама девочки признается, что самым сложным лично для нее было не возить дочь на занятия к специалистам и не говорить почти без перерывов «как попугай», а необходимость красить губы ярко-красной помадой, даже находясь дома в кругу семьи.
– Так мы акцентировали внимание Ники на губах, артикуляции. Она внимательно следила за мной и старалась повторить так же. Ради этого пришлось на время забыть о любимой помаде нейтрального оттенка и превратиться в «роковую женщину», – объясняет Елена.
Благодаря кохлеарной имплантации и ежедневным занятиям Николь стала слышать звуки практически как родные. Она научилась четко говорить, с удовольствием слушала музыку и даже старалась подпевать любимым исполнителям.
Как только малышка научилась слышать и воспроизводить музыку, она стала все чаще петь, танцевать. В семейном архиве бережно хранятся все видеозаписи с «концертами» и зажигательными танцами девочки. В отличие от окружающих ее взрослых, она совершенно не переживала относительно своего диагноза и жила обычной детской жизнью.
Невозможное возможно
Поняв, что тяга к музыке у дочери неистребима, Елена решила показать ее педагогу из музыкальной школы. Результат не просто удивил, а шокировал: у Николь почти 100-процентный слух.
Несмотря на это, родители долго не решались найти для девочки педагога по вокалу. Слишком хорошо представляли себе реакцию незнакомых людей: мало кто поверит, что глухой ребенок хочет, а главное, может петь.
И все-таки спустя несколько недель сомнений мама нашла нужного специалиста, который согласился индивидуально заниматься с Николь. Частный педагог учил девочку не только вокалу, но и игре на фортепиано.
– Поначалу дочь, как и любой ребенок, которого много раз просят сделать одно и то же, отказывалась ходить на занятия. Однако постепенно мир музыки открылся ей во всей красе, и Ника стала с удовольствием оттачивать свое исполнительское мастерство. Теперь она еще чаще и красивее поет, – говорит мама девочки.
Регулярные занятия музыкой помогли Николь научиться лучше разговаривать. Ее речь понятна всем без исключения. Это очень важно, ведь учится она в самой обычной школе рядом с обычными детьми. Девочка так же, как и все, отвечает устно у доски, пишет диктанты и, конечно, посещает уроки музыки. Что для ребенка, глухого с рождения, – нонсенс.
– Я почти все предметы в школе люблю: ИЗО, музыку, литературу, кубановедение, математику и так далее. Стараюсь не отставать от одноклассников ни в чем, – рассказывает Николь.
И ей это легко удается. Девочка не только успевает делать уроки и посещать школу, но и участвует в различных творческих конкурсах: и музыкальных, и спортивных.
В комнате Ники есть небольшой «уголок славы», где висят все завоеванные ею медали. Пока, правда, в основном за 2-е и 3-е места. Но юная артистка не сомневается, что придет день, когда она станет абсолютной победительницей конкурса исполнителей. Потому что ее цель – стать известной артисткой.
А еще Ника мечтает научиться играть на гитаре. Как известный российский музыкант-виртуоз Виктор Зинчук. И никто из ее родных и знакомых не сомневается – так и будет. Ведь девочка уже доказала всем, что невозможное возможно.