Нарушения развития речи у детей (часть 2)

 

Классификации нарушений развития речи у детей (часть 2)

 

В отечественной логопедии используются две классификации речевых нарушений: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая. Эти классификации, хотя и рассматривают одни и те же явления с разных точек зрения, не противоречат, а дополняют одна другую и оказываются ориентированы на решение разных задач единого, но многоаспектного процесса коррекции нарушений развития речи. Следует отметить, что обе классификации относятся к первичному недоразвитию речи у детей, т.е. к тем случаям, когда нарушения развития речи наблюдаются при сохранном слухе и нормальном интеллекте, но у наших детей со СА и КИ также встречаются данные нарушения параллельно с нарушением слуховой функции.

 

Клинико-педагогическая классификация основана на принципе «от общего к частному», ориентирована на детализацию видов и форм речевых нарушений, разработку дифференцированного подхода к их преодолению (Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская и др., 1999). Нарушения развития устной речи делятся на два типа: фонационное (внешнее) оформление высказывания, которые называют нарушениями произносительной стороны речи, и структурно-семантическое (внутреннее) оформление высказывания.

 

К нарушениям фонационного оформления высказывания относятся:

 

— Дисфония (афония) — расстройство (или отсутствие) фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата; дисфония проявляется в нарушениях силы, высоты и тембра голоса.
— Брадилалия — патологически замедленный темп речи, проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы.
— Тахилалия — патологически ускоренный темп речи, проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы.
— Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
— Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата (синонимы: дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем).

 

Нарушения произношения могут возникать вследствие трёх основных причин:

 

— недостатки операций различения и узнавания фонем (дефекты восприятия);
— несформированность операций отбора и реализации произносимых звуков;
— нарушения условий реализации звуков при анатомических дефектах речевого аппарата.

 

Чаще всего дефекты речи бывают обусловлены тем, что у ребёнка не полностью сформировалась артикуляторная база (не усвоен весь набор артикуляторных позиций, необходимых для произнесения звуков) или артикуляторные позиции сформировались неправильно, вследствие чего продуцируются искажённые звуки.

 

Ринолалия — нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. При ринолалии наблюдается искажённое произнесение всех звуков речи, а не отдельных, как при дислалии.

 

Дизартрия — нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органическим поражением ЦНС и расстройствами иннервации речевого аппарата.

 

Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания включают два подтипа.

— Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем (доречевом) периоде развития ребёнка (синонимы: дисфазия, ранняя детская афазия, дисфазия развития).
— Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями речевых зон коры головного мозга (в результате черепно-мозговых травм, нарушений мозгового кровообращения, нейроинфекций и других заболеваний, сопровождающихся поражением ЦНС).

 

Психолого-педагогическая классификация (Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская и др., 1999) построена на противоположном принципе — «от частного к общему». Подобный подход ориентирован на логопедическое воздействие как педагогический процесс, разработку методов логопедической коррекции для работы с коллективом детей (учебной группой, классом). С этой целью определяются общие проявления различных форм речевых расстройств. В соответствии с данной классификацией нарушения речи подразделяются на две группы: нарушение средств общения и нарушения в применении средств общения. Нарушения средств общения включают фонетико-фонематическое недоразвитие и общее недоразвитие речи (ОНР).

 

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

 

Недифференцированное произношение пар или групп звуков.

 

В этих случаях один и тот же звук может служить для ребёнка заменителем двух и даже трёх других звуков. Например, мягкий звук т’ произносится вместо звуков с’, ч, ш: «тюмка» (сумка), «тяска» (чашка), «тяпка» (шапка).

 

Замена одних звуков другими.

 

Звуки, сложные для произнесения, заменяются более лёгкими, которые характерны для раннего периода речевого развития. Например, звук л употребляется вместо звука р, звук ф — вместо ш. У некоторых детей целая группа свистящих и шипящих звуков может быть заменена звуками т и д: «табака» (собака).

 

Смешение звуков.

 

Это явление характеризуется неустойчивым употреблением целого ряда звуков в различных словах. Ребёнок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других — заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Так, ребёнок, умея произносить звуки р, л или с изолированно, в речевых высказываниях произносит, например: «Сторял стлогает дошку» вместо «Столяр строгает доску».

 

Подобные нарушения свидетельствуют о недоразвитии фонематического слуха (способности различения фонем), которое подтверждается в процессе обследования. Недоразвитие фонематического слуха препятствует полноценному осуществлению звукового анализа слов. Именно поэтому к школьному возрасту данная группа детей обладает недостаточными предпосылками для обучения письму и чтению.

 

Автор статьи: Родина Наталья Сергеевна,
учитель-дефектолог (сурдопедагог) ГБОУ школы-интерната №31
Невского района Санкт-Петербурга, сурдопедагог проекта дистанционной реабилитации USHARIKI.RU, логопед выездной летней реабилитации «Лето на море с Ушариком».