Нейропсихология и подготовка к школе

 

Подготовка к школе с точки зрения нейропсихологического сопровождения

 

Нередко можно услышать, что подготовка ребёнка к школе состоит в умении читать, писать и считать. Но для мозга все не так! К примеру, трудности с письмом тесно связаны с неразвитостью мышц кисти, координацией движений пальцев, несформированностью межполушарных связей. Нейропсихология — наука, включающая несколько дисциплин: психологию, неврологию, логопедию. Она изучает механизмы высших психических функций и степень их зрелости. Речь идёт о памяти, воображении, мышлении и т. д.

Отсюда вывод: важно правильно подготовить ребёнка не просто по школьным дисциплинам, а и с нейропсихологической стороны. Это позволит ему легче адаптироваться в коллективе и стать успешным учеником.

Перечисленные аспекты выходят за рамки профессиональных компетенций сурдопедагога, поэтому выбор образовательной траектории и сопровождение ребёнка с КИ в процессе дошкольного и школьного обучения должны осуществляться с участием психолога и нейропсихолога.

 

Чему же ещё нужно уделить внимание?

 

— Необходимо связывать особенности развития детей с КИ не только с возрастом, условиями проведения операции и состоянием слуха до неё, но и с индивидуальными особенностями состояния всех психических функций.

— Важно учитывать, что эффективность усвоения школьной программы зависит не только от способностей детей с КИ, но и от применяемых образовательных технологий. Нейропсихо-логическая оценка функциональных систем внимания, восприятия, памяти, мышления ребёнка позволит эффективно использовать его сильные стороны в процессе обучения.

— Необходимо оценивать не столько отдельные трудности ребёнка с КИ в процессе усвоения учебной программы, сколько проводить анализ допускаемых ошибок с позиций теории системной динамической локализации высших психических функций, способный выявить общую проблему, не позволяющую достигать успеха одновременно по нескольким школьным дисциплинам.

 

Какие проблемы решает нейропсихологический подход?

 

Если в силу каких-то обстоятельств у ребёнка возникла задержка в формировании структур мозга, ему будет непросто адаптироваться к школе и успешно усваивать программу. Задача нейропсихолога — определить отдел мозга, нуждающийся в коррекции, а затем привести показатели в норму.

Таким образом, нейропсихологическая подготовка к школе состоит в активации всех функций, которые нужны для учёбы. Она помогает:

— улучшить способность мозга к восприятию и запоминанию информации;
— сформировать умение концентрироваться;
— скорректировать гиперактивность или медлительность;
— развить умения к понятийному мышлению и пр.