Обогащение запаса слов

 

Обогащение запаса слов — одна из основных трудностей у детей с нарушением слуха. Важность этой проблемы определяется тем, что речи наших детей свойственна ограниченность словарного запаса. Для них характерно недоразвитие даже обычной бытовой фразовой речи. Речь детей с нарушением слуха бедна как по словарю, так и по способам высказывания, поэтому у них наблюдается заметное снижение словесной памяти.

 

Наши дети пользуются в своей речи практически одними и теми же словами и часто используют хорошо знакомое им слово в неподходящей ситуации, в содержании своих сообщений называют в основном предметы и некоторые действия, используя для этого имена существительные и крайне ограниченный ряд глаголов.

 

Необходимо придавать большое значение расширению словарного запаса, потому что с этим связано овладение словом, роль которого в познании объективной действительности огромна. Вместе со словом приходят знания о мире, развивается мышление, обеспечивается общение с окружающими.

 

Учёными (А.В. Прудникова, М.Т. Баранов) разработаны принципы отбора тематических групп и словарно-семантической работы русского языка.

 

М.Т. Баранов определяет следующие цели обогащения словарного запаса учащихся:

 

• количественное увеличение слов и качественное совершенствование имеющегося запаса слов;

• обучение умению пользоваться известными и вновь усвоенными словами.

 

Количественное расширение запаса слов выражается в постепенном прибавлении к имеющимся словам новых слов (уровень пополнения лексем).

 

Качественное совершенствование словарного запаса заключается, во-первых, в уточнении лексического значения и сферы употребления известных детям слов, во-вторых, в замене нелитературных слов в словаре детей литературными (уровень совершенствования лексем).

 

На словарную работу программа не отводит специального времени. Школьная практика выработала опыт попутных словарных упражнений, выполняемых при изучении языка, правописания и в процессе работы по развитию речи. Лексические упражнения решают задачи: активизируют и обогащают словарный запас учащихся, воспитывают у них внимание к слову, его значению. Словарно-семантические упражнения предназначены для закрепления в сознании детей семантики нового для них слова, запоминания семантического поля и для показа типичной лексической сочетаемости этого слова.

 

Словарно-семантическими являются следующие виды упражнений:

 

— составление словосочетаний, отражающих типичную лексическую сочетаемость слов;

— составление предложений;

— составление тематических или лексико-семантических групп слов.

 

Эти упражнения делятся на две группы: в первую группу входят упражнения, которые связаны с работой над значением слова, во вторую – те, которые связаны с употреблением слова, с учётом его значения.

 

Чтобы слово было понятно и правильно использовано в речи ребёнка с нарушением слуха, он должен понимать лексическое значение данного слова и уметь его использовать в различных синтаксических конструкциях (формы слова, словосочетания, предложения, небольшие тексты). Для этого нужна целенаправленная коррекционная и лингвистическая работа. Формирование и обогащение словарного запаса у детей с нарушениями слуха остаётся и будет оставаться одной из важнейших задач для учителя-дефектолога, учителей русского языка и литературы и, конечно, родителей.