Подготовка ребенка с кохлеарным имплантом к школе

 

Вопрос в какую школу отдать ребенка с кохлеарным имплантом рано или поздно появляется у всех родителей. Одним из первых вариантов, приходящих на ум, является общеобразовательная школа: обычное учебное заведение, где занимаются самые разные дети, большинство из которых без проблем со слухом.

Если Вы приняли решение отдать своего ребенка в общеобразовательную школу –важно, чтобы у ребенка развиты навыки, которые помогут ему быть самостоятельным в течение дня. Наличие хороших базовых школьных навыков означает, что Ваш ребенок сможет хорошо себя чувствовать как в классе, так и за его пределами.

Что включают в себя эти базовые навыки?

* Навыки коммуникации

* Социальные и эмоциональные навыки

* Фонологические знания и базовые навыки чтения

* Мелкая моторика

НАВЫКИ КОММУНИКАЦИИ

Навыки коммуникации – это прежде всего словарный запас Вашего ребенка, а также умение следовать по направлению, отвечать на вопросы, задавать их, попросить о помощи, когда возникнет необходимость, и пересказать событие или историю.

Вы можете помочь своему имплантированному ребенку развить эти навыки:

-Познакомьте его со словами и фразами, которые он будет чаще всего слышать в школе: доска, карандаш, класс, постройтесь в ряд, подними руку… В таком случае у ребенка не возникнет затруднений с пониманием того, что сказал и попросил сделать учитель.

— Помогите Вашему ребенку научиться отвечать и спрашивать, лучше всего это сделать в формате игры.

-Научите ребенка просить о помощи, используя определенные выражения и слова. Например, если Вашему ребенку может потребоваться помощь в завязывании шнурков, научите его спрашивать: «Вы можете мне помочь завязать шнурки?», вместо общей фразы «Помогите мне».

— Научите Вашего ребенка определять направление. Вы можете делать во время любой подвижной игры: просите его повернуться или пойти в определенную сторону, используйте слова: влево, налево, вправо, направо, вперед, назад.

-Поощряйте ребенка рассказывать о том, как прошел его день, что нового он сделал и узнал. Это поможет ребенку развить его навыки последовательного мышления и повествования.

СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ

Социальные и эмоциональные навыки определяют умение и комфорт Вашего ребенка в общении с окружающими.

Помогите ему понимать эмоции.

-Используйте книги, как способ показать примеры настроения людей в разных ситуациях. Опишите эмоции, которые чувствуют персонажи. Затем обсудите возможные ситуации, которые стали причиной такого настроения.

Например, «Петя выглядит расстроенным. Как ты думаешь, почему он расстроен? Может быть, потому что он упал и больно ударился коленкой?»

— Попросите своего ребенка подумать об эмоциях других людей. Задайте наводящие вопросы, например, «Как ты думаешь, что будет чувствовать Аня, если мы не поделимся с ней игрушкой?»

— Приучайте Вашего ребенка к самостоятельности. Вместо того, чтобы каждый день повторять, что он должен делать, научите его базовым вещам, таким как мыть руки, сморкаться, открывать и закрывать школьный портфель, поправлять одежду и принимать пищу. Если у Вашего ребенка кохлеарный имплант – убедитесь, что он может понять и объяснить учителю, что ему необходимо поменять батарейки в речевом процессоре или он плохо слышит.

ФОНОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ (СПОСОБНОСТЬ РЕБЕНКА ВОСПРИНИМАТЬ ЗВУКИ ЯЗЫКА И ОПЕРИРОВАТЬ ИМИ) И НАЧАЛЬНЫЕ НАВЫКИ ЧТЕНИЯ

Вряд ли кто-то ожидает, что Ваш ребенок будет уметь читать или писать до школы. Но несмотря на это, показать своему ребенку как текст передает смысл стоит. Это поможет создать базу для дальнейшего обучения в школе.

-Читайте вместе с ребенком рассказы с рифмой и стишки, выделяя рифмующиеся слова. Таким образом, Ваш ребенок сможет понять, что некоторые слова звучат похоже или рифмуются – это даст ему представление о звуковой системе разговорного языка.

-Позвольте Вашему ребенку почитать Вам книгу с картинками. Пусть он сможет прочитать не все слова – помогите ему объяснить сюжет при помощи картинок на страницах.

-Указывайте пальцем на слова по ходу чтения. Это поможет ребенку понять направление чтения (большинство западных языков читаются слева направо).

-Узнавайте буквы и числа в ежедневных делах. Когда Вы читаете книгу или идете в магазин – находите вместе с ребенком различные буквы и цифры: на страницах, ценниках, автобусах. Объясняйте ребенку значение каждого символа.

— Научите ребенка буквам из которых состоит его имя и имена членов семьи. Один из способов начать – подпишите различные бытовые предметы

именами их владельцев и научите ребенка определять, чье имя где написано и кому принадлежит вещь.

— Считайте различные вещи во время бытовых дел: например, сколько шагов вы сделали или сколько кружек стоит на столе.

-Поощряйте ребенка держать в руке карандаш во время рисования или игры – пусть он попробует что-то написать, напишите его рукой или он держит карандаш, когда Вы что-то пишете.

МЕЛКАЯ МОТОРИКА

Мелкая моторика – это основа для дальнейшего развития Вашего ребенка в окружающем мире. Это умение держать карандаш, завязывать шнурки, застегивать пуговицы и молнии на одежде, использовать ножницы…

-Позвольте ему самостоятельно надевать одежду и поощряйте самостоятельное застегивание пуговиц, молний и завязывание шнурков.

— Дайте ребенку бумагу, ножницы, пластилин – пусть он творит все, что захочет. Если Ваш ребенок еще мал – рекомендуем использовать детские безопасные ножницы и съедобный пластилин.

— Убедитесь, что Ваш ребенок умеет самостоятельно разворачивать и доставать из контейнеров/пакетов свою еду.

Приучайте ребенка:

— использовать вилку, нож и ложку с ранних лет;

— самостоятельно чистить зубы и расчесывать волосы;

— самостоятельно день за днем надевать речевой процессор или слуховой аппарат (проверяйте правильность расположения). Это особенно важно, так как в школе может возникнуть ситуация, когда ребенок должен будет самостоятельно надеть речевой процессор или слуховой аппарат, упавший во время игры или по неосторожности.

Мы надеемся, что приведенные выше советы помогут Вам подготовить ребенка к обучению в школе.

Автор: Донна Сперадио, при поддержке Ингрид Стейнс (специалисты по слухоречевой реабилитации компании MED-EL). Перевод и адаптация – специалисты РО “Я слышу мир”