Для школьников со сниженным слухом особенности голоса определяют следующие изменения их устной речи:
— нарушения артикуляции звуков речи,
— монотонность интонаций,
— сложности с выделением словесного и логического ударения,
— нарушения темпа и ритма речи.
Выраженность этих изменений у каждого конкретного ребенка зависит не только от состояния слуха ученика, но и от качества специально организованной работы над голосом и устной речью. Для организации полноценной работы необходимо как можно раньше начинать работу над голосом, чтобы не допустить угасания голосовых реакций и не допустить формирования стойких нарушений голоса у слабослышащих.
Нужно научить младших школьников различать на слух нормальный и нарушенный тембр, изменения силы, высоты голоса. Таким образом, он научится модулировать собственный голос, что поможет ему выделять словесное ударение, выражать различные интонации. Кроме того, слуховое восприятие, дополненное тактильно — вибрационными и кинестетическими ощущениями поможет обучающимся с нарушением слуха выработать навыки самоконтроля над голосом.
Работа над голосом должна быть неотъемлемой частью работы над произношением, которая затрагивает все его качества: силу, высоту, длительность, тембр и их изменения в речевом процессе.
Предлагаем вам короткий фрагмент работы над произнесением звуков высоким и низким голосом.
Автор статьи: Родина Наталья Сергеевна,
учитель-дефектолог (сурдопедагог) ГБОУ школы-интерната №31
Невского района Санкт-Петербурга, сурдопедагог проекта дистанционной реабилитации USHARIKI.RU, логопед выездной летней реабилитации «Лето на море с Ушариком».