Реабилитация в регионах

Фото: Я СЛЫШУ МИР!

С 3 по 7 марта в Санкт-Петербурге более 20 сурдопедагогов и сурдологов из регионов России прошли обучение в Школе ME-DEL для специалистов. Цель проведения школы – расширить возможности квалифицированной реабилитации пациентов с КИ на территории РФ.

Преподавателями Школы стали высококвалифицированные специалисты Санкт-Петербургского научно-исследовательского института уха, горла, носа и речи (СПб НИИ ЛОР), а также клинические специалисты MED-EL из России и Австрии. В недельную программу обучения вошли семинары и практические мастер-классы по слухоречевой реабилитации взрослых и детей, по особенностям настройки и по техническому устройству кохлеарных имплантов.

Фото: Я СЛЫШУ МИР!

Обучение проходило в курортном районе Санкт-Петербурга, на берегу Финского залива.

Елена Шмидтляйтнер (аудиолог, клинический специалист MED-EL, Австрия) совместно с Левиным Сергеем Владимировичем (аудиолог СПб НИИ ЛОР) в течение нескольких дней рассказывали об особенностях настройки речевого процессора кохлеарного импланта. Они рассмотрели две группы методов: объективные (данные о рекомендуемых уровнях настройки получаются по данным специальных приборов) и субъективные (данные настраиваются под восприятие конкретного пациента). Так как маленькие дети зачастую не могут дать корректную обратную связь по восприятию звуков – MED-EL предлагает несколько разных подходов по настройке, сочетающих оба метода и позволяющих обеспечить наиболее комфортное звучание как взрослым, так и детям.

Фото: Я СЛЫШУ МИР!

Елена Шмидтляйнер провела практическое занятие по диагностике поломок компонентов системы кохлеарной имплантации.

Практический семинар по настройке начали с самых основ: региональным специалистам подробно объяснили назначение каждого электрода и важность настройки стимулирующих электродов по всей длине улитки. В качестве примера было приведено восприятие картинки – при стимуляции небольшой площади улитки получается контур картинки, при стимуляции большей – прорисовываются внутренние детали, и лишь при стимуляции всей площади улитки человек получает полноценную цветную картинку. Порой для того, чтобы отгадать рисунок, достаточно лишь контура, но для полноценного восприятия мира необходима вся картинка. Именно поэтому компанией MED-EL был разработан электрод, который располагается по всей длине улитки, что позволяет стимулировать все уровни частот и создавать максимально полную картинку, то есть не угадывать, а слышать.

Фото: Я СЛЫШУ МИР!

Левин Сергей Владимирович объяснил значимость стимуляции каждого электрода при настройке речевого процессора.

Для того, чтобы пациент мог в услышанных звуках распознавать слова, важна грамотно проведенная работа сурдопедагога по формированию адекватного восприятия речи. Основам слухоречевой реабилитации пациентов после КИ специалистов обучали Инна Королева (психофизиолог, профессор кафедры сурдопедагогики РГПУ им. Герцена, главный научный сотрудник СПб НИИ ЛОР) и Ольга Зонтова (сурдопедагог, методист реабилитации после КИ, реабилитолог в СПб НИИ ЛОР). В обучение вошли как фундаментальные теоретические навыков реабилитации, так и практические рекомендации: какие виды пособий нужны, и что можно сделать самостоятельно («звучащие» баночки из-под йогурта, рисунки, буквы, дневники и т.д.) Подробно было рассказано об особенностях работы с детьми, у которых не выработана условно-двигательная реакция на слух.

Фото: Я СЛЫШУ МИР!

Гауфман Владимир Евгеньевич подробно рассказал о важных особенностях настройки речевого процессора у детей.

Региональные специалисты принимали активное участие в обучении, особенно важной стала практическая часть, включающая в себя настройки пациентов с различными сроком имплантации КИ. Также специалисты задали волнующие их вопросы: можно ли проходить в аэропорту через металлоискатели пациентам, имеющим кохлеарные импланты фирмы MED-EL? Можно ли делать МРТ с данными имплантами – без проведения хирургического извлечения магнита? На все вопросы был дан положительный ответ, так как максимальное повышение качества жизни пациентов является одним из стандартов компании.

Фото: Я СЛЫШУ МИР!

Специалисты принимали активное участие в практической части, включающей настройку речевых процессоров пациентов с различными сроком имплантации.

Этот тезис был еще раз подтвержден в ходе презентации новых разработок компании MED-EL: имплантируемого слухового аппарата Vibrant Soundbridge и импланта костной проводимости Vibrant Bonebridge – они характеризуются высоким качеством передачи звуков и практически не заметны для окружающих.

Подводя итоги семинара, представители компании объявили о проведении второй школы по реабилитации взрослых и детей после кохлеарной имплантации осенью этого года, а значит, количество специалистов регионах будет только расти.

Фото: Из семейного архива

Осенью 2014 года планируется проведение второй Школы ME-DEL для специалистов.