Речевые нарушения, не связанные со сниженным слухом
Формирование речи является одной из основных характеристик общего развития ребёнка. Поговорим о речевых нарушениях, не связанных со сниженным слухом, то есть о сопутствующих речевых проблемах, на которые никак нельзя закрывать глаза.
Речь — особая высшая психическая функция, обеспечиваемая головным мозгом. Избирательные нарушения речевой системы, тяжёлые нарушения речи развиваются в связи с органическими поражениями мозга. Для нормального формирования речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определённой зрелости, был сформирован артикуляционный аппарат, сохранен слух. Ещё одно непременное условие — полноценное речевое окружение с первых дней жизни ребёнка, в нашем случае, после слухопротезирования. Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций и имеет две важнейшие составляющие:
- восприятие звуков речи, за которое отвечает центр Вернике (находится в слуховой коре височной доли);
- воспроизведение звуков, слов, фраз — речедвигательная функция, которая обеспечивается центром Брока (располагается в нижних отделах лобной доли, в непосредственной близости от проекции в коре мускулатуры, участвующей в речи).
Оба речевых центра у правшей располагаются в левом полушарии головного мозга, а у левшей — наоборот, в правом. В соответствии с этим разграничиваются импрессивная речь (процесс восприятия речи на слух, понимание смысла, содержания речевого высказывания) и экспрессивная речь (процесс высказывания с помощью языка).
Общее недоразвитие речи (ОНР) – это определение, объединяющее в себе все виды нарушений речи, не связанные со снижением слуха или интеллекта. Сюда входят различные виды дизартрии, сложности со смысловым восприятием или воспроизведением, в том числе с письменной речью. Под общим недоразвитием речи (дети с тяжелыми нарушениями речи) в логопедии понимается такая форма речевых нарушений, при которой нарушено формирование всех компонентов речи. ОНР предполагает наличие симптомов несформированности (или задержки развития) всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической стороны речи, лексического состава, грамматического строя речи). Степень ОНР может быть разной, от полного отсутствия речи до незначительных отклонений.
Симптомы ОНР
- Речь формируется позднее или формируется «искажённой».
- Ребёнок может хорошо понимать речь других, но не в состоянии выразить собственные мысли.
- Наличие в речи грамматических и фонетических ошибок.
Классификация ОНР у детей
В зависимости от степени нарушений выделяют 4 уровня ОНР:
- ОНР 1 уровня: речь отсутствует, ребёнок произносит различные звуки, сопровождая их жестами, но понять их практически невозможно.
- ОНР 2 уровня: в речи присутствуют изменённые слова, смысл которых можно понять. Отмечается отставание речевого развития от возрастных норм.
- ОНР 3 уровня: ребёнок строит фразы, но в его речи присутствуют элементы недоразвития, затрудняющие общение. Родители обычно привыкают и понимают речь ребёнка, но незнакомому человеку она кажется неразборчивой.
- ОНР 4 уровня: речь вполне правильная и понятная, но в ней присутствуют лексические или артикуляционные ошибки. Ребёнок может путать близкие по значению слова, предложения не всегда согласованы, в словах он может переставлять слоги, звуки, делать пропуски.
Причины ОНР
Недоразвитие речи может быть связано с биологическими или социальными причинами.
К биологическим относятся:
- различные внутриутробные (асфиксия гипоксия плода);
- конфликт резус-факторов матери и плода;
- натальные травмы;
- патология постнатального периода (желтуха новорождённых, инфекции, травмы);
- тяжёлый токсикоз,
- частый приём неподходящих лекарственных средств;
- вредные привычки будущей матери — употребление наркотиков, курение, алкоголь, неблагоприятная обстановка для вынашивания, травмы при родах.
Итог один — у ребёнка повреждена Центральная нервная система. Отсюда вытекает целый ряд возможных патологий, среди которых и речевая дисфункция.
!Для формирования речи очень важно состояние центральной нервной системы, которая может значительно страдать при гипоксии, асфиксии, травматических повреждениях черепа. Причины ОНР могут быть органическими, если речь идёт о проблемах с ЦНС в прошлом, то говорят об ОНР на резидуальном фоне.
К социальным факторам относится недостаточное внимание к ребёнку и другие обстоятельства, мешающие нормальному формированию речи. Расстройство речи может прогрессировать, если ребёнок часто болеет, имеет хронические заболевания, воспитывается в неподходящей обстановке, страдает нехваткой внимания со стороны взрослых.
В случае, если ОНР является следствием неврологических нарушений (осложнений при беременности и родах, последствиями травм и перенесённых заболеваний, работы с логопедом недостаточно для лечения общего недоразвития речи.
На первый план выступает речевой невролог, который определит первопричину нарушения и будет лечить причину, а не симптом. Для построения продуктивной коррекционной работы, направленной на преодоление ОНР, данный диагноз необходимо уточнить и расширить. Невролог даёт логопеду понимание, какие именно трудности выходят на первый план. Например, в случае грубой дизартрии, влияющей на общее развитие речи у ребёнка, в первую очередь, необходимо преодолеть трудности, связанные с иннервацией речевого аппарата, а при сенсорной алалии — первоочередная задача — это развитие фонематического слуха.
Работа с ОНР любого уровня должна быть выстроена комплексно, поэтому мы обязательно подключаем, как минимум, логопеда, а в случае ОНР I-II уровня, также и нейропсихолога.
При необходимости врач-невролог может назначить медикаментозное лечение, курс массажа, остеопатическое лечение и т.п., лечение подбирается строго индивидуально для каждого ребёнка.