В новом медико-педагогическом центре «Пространство слуха и речи» при поддержке ООО «Азимут Мед Групп» и Родительского объединения «Я слышу мир!» состоялся семинар-практикум «РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ ОТ ДИАГНОСТИКИ ДО КОРРЕКЦИИ».
На семинаре присутствовали логопеды, дефектологии, психологи, нейропсихологии, работающие с детьми с нарушенным слухом и не только.
Приятно было видеть, что тема семинара заитересовала не только столичных специалистов, но и гостей из Московской области.
Логопед, сурдопедагог с более чем 15 летним стажем Екатерина Андреева и речевой терапевт, логопед с более чем 10 летним стажем работы Ольга Тетерина щедро поделились со слушателями не только знаниями, но и лайфхаками работы над речевым дыханием.
Семинар состоял из двух частей, первая часть была посвящена теории, а вторая практике.
Екатерина Андреева и Ольга Тетерина, ведущие семинара:
• Объяснили механику речевого дыхания.
• Рассказали тонкости диагностики.
Важно определить тип дыхания, умение чередовать вдох/ выдох ртом и носом, силу, целенаправленность и длительность выдоха;
• Рассказали о самых частых ошибках.
Например, сокращение времени работы над речевым дыханием и несоблюдение ее последовательности.
• Объяснили особенности работы с детьми, имеющими нарушение слуха.
Малыши с нарушением слуха еще не умеют хорошо владеть своим голосовым аппаратом, работа артикуляторных (губы, щеки, язык) органов недостаточно скоординирована. Как результат может происходить утечка воздуха и его перерасход. Основа для развития правильной артикуляции и красивой речи – фонационное дыхание.
• Продемонстрировали видео занятия со своими учениками из серии «до» и «после».
Более того продемонстрировали игрушки, которые никогда не пригодятся для занятий над речевым дыханием. Например, красивый и яркий торт «Не задувайка». Очень привлекательная игрушка для малышей, но совершенно не пригодная для работы над силой выдоха. Или, так популярная сейчас, носовая флейта. Без грамотного объяснения и контроля со стороны специалиста применение ее родителем может быть небезопасно для ребенка (закладывание ушей, головокружение и т .п.).
Совет от Екатерины и Ольги:
- Не игнорируйте работу над дыханием в процессе коррекции речи. Начинайте с самого первого этапа. Понаблюдайте, как дышит ребенок. Есть ли проблемы с вдохом носом, может ли малыш выдыхать им по вашей просьбе. Получается ли у ребенка высморкаться.
- Если у малыша не получаются данные действия, попросите специалиста, который работает с Вашим ребенком объяснить механику этих действий, дать рекомендации по освоению данных навыков.
- Возможность говорит длинные слова (состоящие из 3-х и более слогов) и предложения зависят в первую очередь от способности длительного экономичного речевого выдоха. Включайте упражнения на дыхание в ежедневные игры с ребенком.