В Ростове-на-Дону 17 мая состоялся научно-практический региональный семинар для педагогов коррекционных школ и дошкольных учреждений, врачей сурдологов-оториноларингологов.
Семинар собрал свыше 70 человек из разных городов и районов Ростовской области и Краснодарского края.
Специалисты обсуждали диагностику, обучение и психолого-педагогическое и медицинское сопровождение детей с тугоухостью и глухотой, имеющих комплексные нарушения развития.
Инициатором и генеральным спонсором семинара стала сеть сурдологических центров МастерСлух. Обучающее мероприятие медицинская компания решила приурочить к первому юбилею своего центра реабилитации слуха и речи в Ростове-на-Дону.
Семинар состоялся и благодаря школе-интернату №48 для слабослышащих детей Министерства общего и профессионального образования Ростовской области, СПб НИИ «Уха, горла, носа и речи», Родительскому объединению «Я слышу мир!».
Открыл учебную сессию доклад доктора медицинских наук, главного научный сотрудника ФГАУ «НМИЦ Здоровья детей» МЗ РФ, сурдолога-оториноларинголога Александр Пашков. Он ответил на один из главных вопросов, который волнует педагогов: как оценить восприятие детей с кохлеарными имплантами, когда педагогические приёмы не работают? Ведь в таком случае встаёт вопрос об отсутствии динамики развития за счёт ограниченности слухового восприятия, либо – из-за дополнительных нарушений.
Конечно, ключевой темой семинара стала реабилитация слуха и речи у детей. Ей было посвящено выступление Инны Королевой, доктора психологических наук, профессора, главного научного сотрудника ФГБУ СПб НИИ «Уха, горла, носа и речи», научного руководителя программы слухоречевой реабилитации Санкт-Петербургского детского городского сурдологического центра.
Тему слухоречевой педагогической реабилитации продолжила Ольга Зонтова, методист-организатора ФГБУ СПб НИИ «Уха, горла, носа и речи».
Медицинской диагностике и врачебному сопровождению детей с комплексными нарушениями развития и снижением слуха уделила внимание Ирина Гребенюк, кандидат медицинских наук, сурдолог оториноларинголог, главный врач сети медицинских центров МастерСлух™.
Она поделилась с собравшимися успешным опытом системного междисциплинарного подхода в реабилитации маленьких пациентов после кохлеарной имплантации и коррекции слуха с помощью слуховых аппаратов. На подробных примерах рассказала, как проходит работа в ростовском центре МастерСлух, как организована она с медицинской, педагогической и правовой сторон.
Большой опыт медико-педагогического сопровождения таких детей от момента постановки диагноза, позволил изменить, дополнять систему лучшим опытом таких специалистов, как Инна Королева, Ольга Зонтова, делая её результативной.
Антон Прошин, сурдолог-оториноларинголог, педиатр, специалист по настройке систем кохлеарной имплантации и слуховых аппаратов, эксперт-тренер сети медцентров МастерСлух™ рассказал слушателям о бимодальном протезировании. Просто и наглядно он разъяснил, почему необходимы слуховые аппараты для детей с комплексными нарушениями и с системами КИ. Педагоги познакомились с новыми понятиями и получили полезные знания из области практической аудиологии.
Семинар в Ростове-на-Дону стал первым учебным мероприятием, объединившим специалистов «пересекающихся» специальностей, которым не безразлична реабилитация детей с нарушением слуха. Это сурдопедагоги коррекционных школ и центров, врачи-сурдологи областной больницы и городского диагностического центра, дефектологи и логопеды общеобразовательных школ и детских садов.
На круглом столе был задан вопрос о том, как всем специалистам, которые участвуют в сопровождении с детей с нарушением слуха и комплексными нарушениями, объединить усилия. Многие участники высказали мнение об необходимости регулярных встреч, на которые нужно приглашать представителей органов власти для продуктивного взаимодействия.
Отзывы:
Смоленова Александра, логопед, Ростов-на-Дону
— Это было очень по-новому, когда не только педагоги выступают, но медики. Многие вопросы сразу стали понятнее. Помогает в работе, когда пользуешься знаниями сразу нескольких специальностей. Объёмнее смотришь на то, как работать с детьми. Нам, педагогами общеобразовательных, не коррекционных школ, эти знания нужны как воздух. В книгах, интернете много информации. Но она, зачастую, непонятная, а тут специалисты такого высокого уровня. Представилась возможность услышать их, задать вопросы.
Мы в школе имеем точечный опыт взаимодействия с детками с нарушением слуха и с системами кохлеарной имплантации, но таких детей все больше прибывает в садики и школы. Конечно, поддержка профильных специалистов нам очень нужна, надеемся на дальнейшее сотрудничество.
Терещенко Татьяна , логопед, г Сочи.
— Интересно, информативно. Я работаю с детьми уже очень давно, разные дети. Очень сложные есть, с целым комплексом проблем, помимо снижения слуха. Но много нового почерпнула на семинаре, как теоретических знаний, так и опытом с коллегами поделились. Думаю, в работе это пригодится. Хорошо раскрыта тема комплексных нарушений и того, где рекомендуется учиться детям в зависимости от структуры дефекта. Это показалось мне очень важным, потому что время от времени у меня возникают вопросы о целесообразности логопедических занятий с детьми со сложным дефектом без комплексного подхода и медикаментозной поддержки. Иногда есть трудности в определении коррекционного маршрута и рекомендуемого вида ДОУ или школы. А детей приходит всё больше, значит – нужно научиться и в этих вопросах быть эффективным специалистом.
Марченко Наталья, сурдопедагог МДОУ №317, Ростов-на-Дону
Я учитель дефектолог, сурдопедагог дошкольного образовательного учреждения в группе для детей с нарушением слуха. Знакома с проблемой не понаслышке. В последнее время, действительно, все больше детей с комплексными нарушениями развития среди поступающих в наш сад. Это и двигательные нарушения, и расстройства эмоциональной сферы, психические расстройства.
Очень остро стоит вопрос: что с ними делать? Методы и приемы классической сурдопедагогики, к сожалению, не дают результатов. Не все родители, особенно те, которые сами не слышат, соглашаются на операцию по кохлеарной имплантации. Но даже после операции педагог нередко в тупике: «А что дальше?»
Есть хорошее УДР на все неречевые звуки с любого расстояния и ….всё. Работаем над накоплением пассивного словаря, вызываем голос, но результат близок к нулевой отметке.
Встреча с Инной Васильевной Королевой перевернула мое сознание. Она предложила использовать в работе с такими детьми систему альтернативной коммуникации (ААК).
Сегодня начала применять карточки PECS. Первый «наиболее предпочитаемый предмет» найден. Да, еще осталась много вопросов, но стало понятно, куда двигаться!