Варианты программ обучения

 

Продолжаем говорить об образовательных программах. Напоминаем, что определение нужного варианта для детей учащихся происходит на основе рекомендаций ПМПК (то есть БЕЗ заключения от ПМПК особенности ребёнка НЕ учитываются). Предусматривается переход от одного варианта к другому по мере развития ребёнка.

 

Если у ребёнка выявлены особенности развития, подтверждённые ПМПК, квалифицируемые как ОВЗ, то такому ребёнку рекомендуется обучение по образовательной программе, учитывающей его трудности, «приспособленной» к наличию особых образовательных потребностей. Такая адаптированная основная общеобразовательная программа далее будет обозначаться как АООП определённого вида, основой определения которой является клиническая сущность имеющихся у ребёнка нарушений.

 

Адаптированная общеобразовательная программа (АООП) – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и, при необходимости, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

 

Реализация АООП НОО может быть организована как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях (ФЗ-273 ст. 79 п. 2.4.)

 

Варианты АООП конкретизируют условия получения образования для всех категорий обучающихся с ОВЗ и предполагает варианты получения образования.

 

Вариант 2.1. предполагает, что слабослышащий и позднооглохший обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию слышащих сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки (1 — 4 классы). Он может быть включён в общий образовательный поток (инклюзия), с учётом удовлетворения его особых образовательных потребностей (в классе не более одного-двух обучающихся с нарушенным слухом и т.п.).

 

Обязательным является систематическая специальная и психолого-педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого обучающегося. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 

Основными направлениями в специальной поддержке являются:

 

  • удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением слуха;
  • коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;
  • развитие слухо-зрительного и слухового восприятия и произносительной стороны речи;
  • развитие сознательного использования речевых возможностей в разных условиях общения для реализации полноценных социальных связей с окружающими людьми.

 

Психолого-педагогическая поддержка предполагает:

 

  • помощь в формировании полноценных социальных (жизненных) компетенций, развитие адекватных отношений между ребёнком, учителями, одноклассникам и другими обучающимися, родителями;
  • работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе, школе, поддержанию эмоционально комфортной обстановки;
    создание условий успешного овладения учебной деятельностью с целью предупреждения негативного отношения обучающегося к ситуации школьного обучения в целом.

 

Также в структуру АООП обязательно включается Программа коррекционной работы, направленная на коррекцию слухоречевого развития, преодоление коммуникативных барьеров и поддержку в освоении АООП. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».