20 апреля – Международный день защиты прав инвалидов. Накануне его, 14 апреля, во время прямой линии, президент России Владимир Путин в числе прочих ответил на вопросы режиссера Никиты Михалкова, актера Константина Хабенского, режиссера и сценариста Авдотьи Смирновой. Знаменитости спрашивали главу государства не об искусстве и кино, а том, что казалось им важнее – о больных детях и детях-инвалидах, о том, как непросто жить им в современном обществе. Президент признал необходимость приложения усилий со стороны государства для развития инклюзивного образования детей с различными отклонениями по здоровью и пообещал, что правительство будет активнее работать над решением этой задачи.
А 15 апреля в Хабаровске на ту же самую тему – о социальной адаптации, реабилитации и воспитании особых детей – говорили на Дальневосточной научно-практической конференции: «Возможности и результаты современной реабилитации детей с нарушениями слуха и речи». Мероприятие организовали Управление образования администрации города Хабаровска, муниципальное автономное учреждение «Центр развития образования» и специализированное дошкольное образовательное учреждение «Детский центр реабилитации слуха и речи «Верботон».
У «Верботона» – интересная история. В начале 90-х в Хабаровске группа родителей, изучив все приемлемые варианты и методы развития детей-инвалидов по слуху и речи, выбрала метод академика Петера Губерина, успешно реализуемый в Хорватии с 1961 года. Для того чтобы на практике применять этот метод в Хабаровске, по инициативе родителей, имеющих детей с нарушениями слуха, был создан центр реабилитации слуха и речи «Верботон». На его базе и проводилась конференция, на которой встретились специалисты из Петербурга, Нерюнгри, Владивостока, Благовещенска, Камчатки и Хабаровска.
– В России свыше 13 миллионов людей с нарушениями слуха, из них более 1 миллиона – дети, – обратился к участникам руководитель Родительского объединения «Я слышу мир!» Дмитрий Куликов. – Семьям, где растут дети с ограниченными возможностями по слуху, очень нужна поддержка. Мы понимаем необходимость наличия доступной среды реабилитации в каждом городе. Знаем, как важно для ребенка с нарушениями слуха иметь возможность по месту жительства посещать детские дошкольные и школьные учреждения наравне со сверстниками. Все это возможно, только тогда, когда усилия общественных организаций, родителей, педагогов, государства и исполнительных органов власти объединены. Уверен, что активный интерес к проблеме реабилитации детей с нарушениями слуха всех заинтересованных сторон позволит нам построить эффективное взаимодействие.
– За последние годы, в связи с объявленным в стране инклюзивным обучением, закрепленным федеральными государственными стандартами, многие специализированные школы были закрыты, а дети перешли в обычные, – рассказала собравшимся начальник управления образования администрации Хабаровска Ольга Тен. – Между тем, программа «Доступная среда» для школьников практически завершилась в России в конце 2015 года. В ближайшие 2–3 года под нее попадут уже дошкольные образовательные учреждения. К этому нужно готовиться. Обычное образование нацелено на обычных детеи?. Специальное образование включает работу с особыми детьми, под них подстраиваются и школа, и педагоги. Инклюзивное образование с помощью реабилитации и адаптации подстраивает специального ребенка к обычному образованию.
– Для детей после кохлеарной имплантации очень важен реабилитационный период и постоянная комплексная работа с сурдопедагогами, логопедами, дефектологами, психологами, – пояснил аудиолог программы «Я слышу мир!» Николай Пудов. – Но сейчас, в период оптимизации расходов на образование, лишь единичные школы могут позволить себе таких специалистов в штате. Более того, и сами проимплантированные дети не всегда могут усваивать школьную программу наравне с остальными, а значит необходимо создавать адаптированные учебные программы. На конференции как раз и обсуждались стратегии развития и механизмы взаимодействия учреждений Дальневосточного региона для выработки и представления конкретных рекомендаций по решению ключевых проблем в реабилитации детей с нарушением слуха и речи.
Специалисты не только подробно рассмотрели актуальные аспекты реабилитации, воспитания и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, но и представили передовой педагогический и инновационный опыт в реабилитации детей с нарушениями слуха и речи.