Я очень люблю свою работу

 

В. И. Пудов: «Я очень люблю свою работу, и меня необыкновенно радуют даже самые скромные результаты маленьких пациентов»

 

Виктор Иванович, как вы пришли к тому, что захотели помогать людям с нарушениями слуха?

 

45 лет назад после окончания института я и понятия не имел о том, что такое сурдология… А потом волею судьбы я попал в отдел диагностики и реабилитации слуха НИИ ЛОР в Санкт-Петербурге, где и работаю по настоящее время.

 

Что вы больше всего любите и не любите в своей профессии?

 

Работая в этой области, я все время открываю для себя что-то новое. Мне необыкновенно интересно, как природа создала такой крошечный и такой удивительный по своим возможностям орган слуха. И очень огорчают тяжелые последствия, к которым приводит тугоухость, особенно в детском возрасте.

 

Сурдология требует знаний в совершенно различных областях: медицина, физиология, психология, педагогика, лингвистика и физиологическая акустика. И, конечно же, это совсем непростая и длительная работа с пациентами и их родителями. Но в конечном итоге, даже через несколько лет, она приносит результаты, которые радуют не только пациентов и их родителей. Все, что мы делаем, – огромная ценность для всех специалистов, которые занимались с этими детьми.

 

В. И. Пудов делится знаниями с участниками «Горного марафона»

В. И. Пудов делится знаниями с участниками «Горного марафона»

 

Теоретические знания и практический опыт я с огромным удовольствием передаю как молодым начинающим специалистам, так и сурдологам с большим практическим опытом. Мне очень приятно, что мои ученики сейчас работают во всех отдаленных уголках нашей огромной страны и используют мои знания.

 

Моя увлеченность проблемой тугоухости передалась и моим детям. Я даже не ожидал, что моя дочь, Ольга Зонтова, и мой сын, Николай Пудов, тоже окажутся рядом со мной и будут продолжателями моей работы.

 

Ольга Зонтова и юные пациенты после завтрака с MED-EL

 

Конечно, тяжело сообщать родителям, что их ребенок глухой и это неизлечимо. Но я знаю: если родители приложат все усилия, то их ребенок будет такой же, а может быть, и лучше, чем многие его слышащие сверстники. Я очень люблю свою работу, и меня необыкновенно радуют даже самые скромные результаты маленьких пациентов. Это придает мне еще больше жизненных сил и энергии. И как же бывает обидно за тех детей, чьи родители не приложили никаких усилий, чтобы их ребенок смог остаться счастливым на всю жизнь.

 

Подскажите, какие методы, на ваш взгляд, наиболее точно позволят диагностировать слух?

 

Вопрос диагностики тугоухости является чрезвычайно важным, особенно в раннем возрасте. Благодаря внедрению системы аудиологического скрининга во всех регионах России есть необходимое оборудование для объективной оценки снижения слуха у любого ребенка, начиная с периода новорожденности. Но, несмотря на всю объективность этих методов, порой случаются диагностические ошибки.

 

При любых сомнениях и подозрениях, что слух ребенка снижен, ни в коем случае нельзя пренебрегать дополнительными методами диагностики. В том числе субъективными, которыми хорошо владеют сурдопедагоги. И, конечно, нельзя ждать, что «может, пройдет само». Чем раньше вы обратитесь к специалистам, тем лучше для ребенка.

 

Какие этапы лечения необходимы при нарушении слуха?

 

Первое, что спрашивают родители: «Как вылечить тугоухость?» К великому сожалению, следует признать, что в настоящее время медицина бессильна в решении этого вопроса. Хотя проводятся многочисленные изыскания в этом направлении. Единственное, что следует рекомендовать, – это курсы поддерживающей медикаментозной терапии, поскольку тугоухость может прогрессировать со временем.

 

Но для того, чтобы ребенок не отставал в развитии речи от сверстников, необходимо как можно раньше компенсировать потерю слуха с помощью современных слуховых аппаратов или кохлеарной имплантации, дополнить ее обязательными занятиями со специалистами-дефектологами. При этом очень важно не только подобрать слуховой аппарат, но и правильно его настроить в соответствии с остаточным слухом. Должен быть тщательно собран анамнез заболевания, врач-сурдолог должен знать об индивидуальных особенностях каждого ребенка. При этом чем больше потеря слуха, тем больше предъявляется требований к технологическому уровню и качеству настройки слухового аппарата.

 

В. И. Пудов рассказывает о нюансах настройки речевых процессоров систем кохлеарной имплантации

В. И. Пудов рассказывает о нюансах настройки речевых процессоров систем кохлеарной имплантации

 

Как осуществляется настройка слуховых аппаратов и речевых процессоров систем кохлеарной имплантации?

 

Настройку слуховых аппаратов и кохлеарных имплантатов должны проводить подготовленные аудиологи или специалисты, прошедшие обучение, что подтверждается соответствующими сертификатами. Большое значение имеет их практический опыт в настройке слуховых аппаратов или кохлеарных имплантов, позволяющий учитывать не только остаточный слух пациента, но и «совместить» индивидуальные особенности слуховых аппаратов и самого ребенка.

 

Если у вашего ребенка стоит кохлеарный имплантат, нужно оценить остаточный слух на другом ухе и по возможности использовать слуховой аппарат. Стоит отметить, что совместное использование слухового аппарата и кохлеарного имплантата дает результат не хуже, чем два имплантата.

 

Виктор Иванович, вы участвовали в первом педагогическом лагере «Горный марафон». Что вы думаете о таком формате мероприятий? Какой информацией вы поделились с его участниками?

 

Я часто участвую в научно-практических семинарах для специалистов, но такую активность абсолютно всех участников в получении новых знаний и обмене опытом, как в педагогическом лагере «Горный марафон», встретил впервые. Впервые это был большой семинар с участием аудиологов и педагогов, объединенных одной общей для всех проблемой: помощь детям с нарушением слуха. Огромная польза, я уверен, как для слушателей, так и для лекторов. И это действительно был настоящий марафон, с раннего утра до позднего вечера. Еще важная деталь: лагерь очень сблизил разных специалистов, работающих в разных регионах, но объединенных общей идеей. А когда рядом есть коллеги, есть товарищи, то общими усилиями можно сделать очень многое.

 

Участники педагогического лагеря «Горный марафон»

Участники педагогического лагеря «Горный марафон»

 

Всем организаторам и участникам «Горного марафона» огромное спасибо, все было замечательно!

 

* Для справки:

Пудов Виктор Иванович – аудиолог, к. б. н. Один из руководителей программы слухоречевой реабилитации «Я слышу мир» Санкт-Петербургского НИИ ЛОР. Задачи программы – объединить усилия сурдологов, сурдопедагогов, детей и их родителей и вернуть ребенка с нарушением слуха в общество слышащих.

Источник