Введение новых слов в речь или зачем пополнять словарный запас?
Лексический запас – количество слов, которые человек понимает и использует в речи. При чем часть из них он употребляет, а вторую нет. Благодаря речи мы общаемся друг с другом, выражая свои мысли и донося их до собеседника, формируем убеждения и интеллектуально развиваемся. Чем насыщеннее, грамотнее и выразительнее речь у человека, тем выше считается его уровень образования и культурного развития.
Лексический словарь детей и взрослых состоит из двух категорий:
- Активный словарный запас – слова, которые человек употребляет регулярно в устной речи и письме.
- Пассивный словарный запас – состоит из слов, которые человек знает и воспринимает на слух, но сам не использует. Значительно превышает активный словарь.
Каким должен быть запас взрослого человека – точного ответа нет. К примеру, словарь В.И. Даля содержит более 200 тыс. слов, академический словарь русского языка – примерно 130 тыс. слов, последнее издание словаря С.И. Ожегова – 70 тыс. слов. Очевидно, что даже самые эрудированные люди не владеют таким объёмом лексики. По последним данным исследований, активный запас взрослого составляет от 5 тыс. до 35 тыс. слов, пассивный – от 20 тыс. до 100 тыс. слов.
Проверить свой словарный запас и оценить его помогают онлайн-тесты. Но результаты у одного и того же человека в разный период времени могут отличаться, так как он постоянно развивается – узнает новые слова, но при этом забывает или перестаёт использовать ранее выученные, что абсолютно нормально.
Лексический запас для детей с КИ можно сравнить со снежным комом: чем больше сложных понятий ребёнок узнаёт, тем больше новых слов и терминов он в состоянии воспринять, запомнить и использовать в своей речи. Вот для чего следует заниматься развитием речи ребёнка с КИ с самого раннего детства.
Как помочь ребёнку сформировать хороший словарь?
Самым главным условием правильного развития словарного запаса вашего ребёнка, является постоянное общение с ним. Насколько это общение полноценно, показывает объем и качество словаря ребёнка. Поэтому рекомендуется регулярно знакомить ребёнка с КИ с новыми предметами, явлениями, называть их, объяснять особенности и характеристики каждого. Также важно уделять внимание беседам с ребёнком, задавать ему вопросы, самостоятельно создавать ситуации, в которых возможно выявить недочёты в понимании и употреблении слов ребёнком). Таким образом, чем активнее образ жизни семьи, тем наиболее благоприятные условия создаются для расширения словарного запаса ребёнка с КИ. Имеется в виду, не только путешествия в другие города или страны, можно и нужно учиться развивать своего ребёнка, как дома, так и в общественных местах (транспорт ,театр, цирк, зоопарк и т.п.).
Также предлагаем Вам подборку ещё одного из приёмов обогащения лексического словаря ребёнка: изучение окружающего мира по темам. Данная подборка является примером.
Также для подсчета количества слов в словаре ребенка можно воспользоваться электронным сервисом «Мой словарь», который разработали специалисты проекта дистанционной реабилитации www.ushariki.ru. Сервис «Мой словарь» предназначен для ведения и оценки словарного запаса у ребенка после кохлеарной имплантации в электронном виде. В результате ведения словаря ребенка в электронном виде Вы получите информацию о количестве словарного запаса ребенка. А при заполнении словаря по правилам орфоэпии отображается информация о том, на изучение каких звуков необходимо обратить особое внимание.