Новогодние игры для развития слухового восприятия и речи

«Украшаем елку»

Цель: научить ребенка определять наличие/отсутствие звука.

Подготовительный этап:

  1. Вырезать из картона или цветной бумаги елку.
  2. Вырезать изображения елочных игрушек и прикрепит, на их обратной стороне двухсторонний скотч.

Для многократного использования данного пособия, вместо скотча, можно воспользоваться тканевой «липучкой».

Ход игры:

Перед ребенком лежит заранее изготовленная елка и изображения елочных игрушек.

Перед ребенком ставится задача: « Услышишь звук, «повесь» игрушку на елку».

Далее взрослый встает так, чтобы ребенок не видел движений или артикуляцию взрослого и подает неречевой или речевой звук. Предъявлять звук нужно в определенном ритме, кратко. Например У-У-У (предъявление звука более трех раз не требуется) При этом, интервал между подачей сигналов, должен быть разным, чтобы ребенок ориентировался не на временной промежуток, а на наличия или отсутствия звука.

Ребенок, услышав звук, приклеивает изображение игрушки на елку.

Усложнить задание можно:

— увеличив расстояние

— предъявляя тихие звуки

— предъявляя звуки на фоне шума

— предъявляя звук однократно и длительно. Например У______

«Снегопад»

Цель: научить ребенка определять наличие/отсутствие звука. Развитие речевого дыхания.

Подготовительный этап:

Вырезать из бумаги снежинки.

Ход игры:

Ребенку дается инструкция: « Услышишь звук, сдуй снежинку»

Ребенок держит снежинку на ладони и ждет звукового сигнала от взрослого.

Взрослый встает так, чтобы ребенок не видел движений или артикуляцию и подает неречевой или речевой звук.

После того, как ребенок услышит звуковой сигнал, он сдувает снежинку.

Усложнить задание можно:

— увеличив расстояние

— предъявляя тихие звуки

— предъявляя звуки на фоне шума

«Раскладываем подарки»

Цель: обогащение и /или закрепление в активном и пассивном словаре ребенка названий.

Подготовительный этап:

Приготовить две подарочные коробки разного объема: большую и маленькую. К ним подобрать игрушки-подарки этой же величины.

Ход игры:

Ребенку показывается поочередно большая и маленькая коробки, при этом акцентируется внимание на их размере.

Затем, взрослый достает и показывает ребенку игрушку, называет ее и спрашивает: «какая(какой)?». В зависимости от уровня речевого развития ребенка, родитель либо дожидается ответа, либо сам называет размер игрушки.  Далее подарок кладется в соответствующую коробку.

Пример диалога:

— Смотри, что это?

— Это кукла. Кукла какая?

— Маленькая

— Куда мы положим куклу? В маленькую коробку или большую?

— Кукла маленькая, мы ее положим в маленькую коробку.

В дальнейшем диалог повторяется с другими игрушками разных размеров.

Важно, чтобы, при выполнении задания, речь взрослого была эмоционально выразительна. На начальном этапе, допускается сопровождение речи естественными жестами.

Усложнить задание можно:

  1. Ребенку предлагается для выбора две одинаковые игрушки, разного размера. На слух дается инструкция с указанием размера игрушки. Например: лежат большой и маленький мячи. Взрослый просит: «Убери большой мяч». Ребенок выполняет просьбу, кладет большой мяч в большую коробку.
  2. Дается на различение несколько пар игрушек разного размера. Задача ребенка, услышать правильное название предмета и его размер, разложить соответствующие подарки по коробкам.

Например: перед ребенком большой и маленький мишки и большая и маленькая куклы. Взрослый просит убрать сначала большую куклу, потом маленького мишку и т.д. Ребенок, в соответствии с услышанным, раскладывает игрушки.

  1. Взрослый дает инструкцию с названием и размером игрушки и куда ее нужно положить, при этом, размер игрушки и коробки, может не соответствовать.

Например: перед ребенком лежат разные игрушки (большие кукла и мяч, маленькие мишка и пирамидка), взрослый просит положить маленькую пирамидку в большую коробку.

  1. Перед ребенком лежат несколько пар игрушек разного размера. Взрослый дает инструкцию, в которой указывает название предмета, размер и в какую коробку ее следует положить. При этом размер подарка и коробки может не соответствовать.

Например: перед ребенком мишки большой и маленький, куклы большая и маленькая, мячи большой и маленький, машины большая и маленькая.

Взрослый просит убрать большого мишку в маленькую коробку.

«Зажигаем огоньки»

Цель: учить различать на слух названия цветов

Подготовительный этап:

Нарисовать елку со световой гирляндой.

Подготовить карандаши или фломастеры нужных цветов.

Ход игры:

Взрослый предъявляет поочередно фломастеры и называет их цвета. Затем, кладет на стол рисунок и уточняет, в беседе с ребенком, что на нем изображено.

Ребенку дается инструкция: « Будем раскрашивать гирлянду. Я называю цвет, а ты им раскрашиваешь одну лампочку»

Далее, взрослый занимает такое положение, чтобы ребенок не видел его артикуляции или закрывает лицо экраном, называет один из цветов. Ребенок, в соответствии с услышанным, берет нужный карандаш (фломастер) и раскрашивает им гирлянду.

Важно: на начальном уровне слухоречевого развития следует остановиться на выборе из двух цветов.  Сначала нужно потренироваться различать цвета на слухо-зрительной основе и при положительных результатах переходить к различению на слух.

Усложнить задание можно:

— увеличив количество цветов

— увеличив расстояние, с которого предъявляется речевой материал

— предъявляя речевой материал тихим голосом или шёпотом

— предъявляя речевой материал на фоне шума

«Сдуй снежинку»

Цель: развитие дыхания.

Подготовительный этап:

Вырезать из бумаги снежинки.

Ход игры:

Игроки садятся за стол, друг напротив друга. Перед одним из игроков, на край стола, кладется снежинка. Задача игрока сдуть снежинку на противоположную сторону, не уронив ее.

Усложнить задание можно: сделав снежинку меньше.

«Метель»

Цель: развитие речевого дыхания.

Подготовительный этап:

В прозрачную емкость, например в бутылку, насыпаются мелкие «снежинки» и вставляется котельная трубочка.

ВАЖНО, чтобы «снежинки» были по размеру больше, чем диаметр котельной трубочки, во избежание их попадания, при неправильном выполнении задания, в дыхательные пути.

Ход игры:

Задача ребенка подуть в трубочку так, чтобы все снежинки взлетели.

«Подарки под елкой»

Цель: развитие дыхания, закрепление в пассивном и активном словаре ребенка названий игрушек.

Подготовительный этап:

  1. Вырезать из картона или цветной бумаги елку и приклеить внизу небольшой квадратик двухстороннего скотча. К вершине елки на всю ее длину прикрепить гирлянду «Дождик»
  2. Вырезать изображения игрушек-подарков и прикрепит, на их обратной стороне двухсторонний скотч.
  3. Для многократного использования данного пособия, вместо скотча, можно воспользоваться тканевой «липучкой»

Ход игры:

Под мишуру на елку приклеивается один из подарков.

Задача ребенка подуть на мишуру, чтобы она разлетелась, и разглядеть и назвать, какой подарок лежит под елкой.

Усложнить задание можно:

— увеличив плотность мишуры

— уменьшив в размере изображение игрушки-подарка