«Украшаем елку»
Цель: научить ребенка определять наличие/отсутствие звука.
Подготовительный этап:
- Вырезать из картона или цветной бумаги елку.
- Вырезать изображения елочных игрушек и прикрепит, на их обратной стороне двухсторонний скотч.
Для многократного использования данного пособия, вместо скотча, можно воспользоваться тканевой «липучкой».
Ход игры:
Перед ребенком лежит заранее изготовленная елка и изображения елочных игрушек.
Перед ребенком ставится задача: « Услышишь звук, «повесь» игрушку на елку».
Далее взрослый встает так, чтобы ребенок не видел движений или артикуляцию взрослого и подает неречевой или речевой звук. Предъявлять звук нужно в определенном ритме, кратко. Например У-У-У (предъявление звука более трех раз не требуется) При этом, интервал между подачей сигналов, должен быть разным, чтобы ребенок ориентировался не на временной промежуток, а на наличия или отсутствия звука.
Ребенок, услышав звук, приклеивает изображение игрушки на елку.
Усложнить задание можно:
— увеличив расстояние
— предъявляя тихие звуки
— предъявляя звуки на фоне шума
— предъявляя звук однократно и длительно. Например У______
«Снегопад»
Цель: научить ребенка определять наличие/отсутствие звука. Развитие речевого дыхания.
Подготовительный этап:
Вырезать из бумаги снежинки.
Ход игры:
Ребенку дается инструкция: « Услышишь звук, сдуй снежинку»
Ребенок держит снежинку на ладони и ждет звукового сигнала от взрослого.
Взрослый встает так, чтобы ребенок не видел движений или артикуляцию и подает неречевой или речевой звук.
После того, как ребенок услышит звуковой сигнал, он сдувает снежинку.
Усложнить задание можно:
— увеличив расстояние
— предъявляя тихие звуки
— предъявляя звуки на фоне шума
«Раскладываем подарки»
Цель: обогащение и /или закрепление в активном и пассивном словаре ребенка названий.
Подготовительный этап:
Приготовить две подарочные коробки разного объема: большую и маленькую. К ним подобрать игрушки-подарки этой же величины.
Ход игры:
Ребенку показывается поочередно большая и маленькая коробки, при этом акцентируется внимание на их размере.
Затем, взрослый достает и показывает ребенку игрушку, называет ее и спрашивает: «какая(какой)?». В зависимости от уровня речевого развития ребенка, родитель либо дожидается ответа, либо сам называет размер игрушки. Далее подарок кладется в соответствующую коробку.
Пример диалога:
— Смотри, что это?
— Это кукла. Кукла какая?
— Маленькая
— Куда мы положим куклу? В маленькую коробку или большую?
— Кукла маленькая, мы ее положим в маленькую коробку.
В дальнейшем диалог повторяется с другими игрушками разных размеров.
Важно, чтобы, при выполнении задания, речь взрослого была эмоционально выразительна. На начальном этапе, допускается сопровождение речи естественными жестами.
Усложнить задание можно:
- Ребенку предлагается для выбора две одинаковые игрушки, разного размера. На слух дается инструкция с указанием размера игрушки. Например: лежат большой и маленький мячи. Взрослый просит: «Убери большой мяч». Ребенок выполняет просьбу, кладет большой мяч в большую коробку.
- Дается на различение несколько пар игрушек разного размера. Задача ребенка, услышать правильное название предмета и его размер, разложить соответствующие подарки по коробкам.
Например: перед ребенком большой и маленький мишки и большая и маленькая куклы. Взрослый просит убрать сначала большую куклу, потом маленького мишку и т.д. Ребенок, в соответствии с услышанным, раскладывает игрушки.
- Взрослый дает инструкцию с названием и размером игрушки и куда ее нужно положить, при этом, размер игрушки и коробки, может не соответствовать.
Например: перед ребенком лежат разные игрушки (большие кукла и мяч, маленькие мишка и пирамидка), взрослый просит положить маленькую пирамидку в большую коробку.
- Перед ребенком лежат несколько пар игрушек разного размера. Взрослый дает инструкцию, в которой указывает название предмета, размер и в какую коробку ее следует положить. При этом размер подарка и коробки может не соответствовать.
Например: перед ребенком мишки большой и маленький, куклы большая и маленькая, мячи большой и маленький, машины большая и маленькая.
Взрослый просит убрать большого мишку в маленькую коробку.
«Зажигаем огоньки»
Цель: учить различать на слух названия цветов
Подготовительный этап:
Нарисовать елку со световой гирляндой.
Подготовить карандаши или фломастеры нужных цветов.
Ход игры:
Взрослый предъявляет поочередно фломастеры и называет их цвета. Затем, кладет на стол рисунок и уточняет, в беседе с ребенком, что на нем изображено.
Ребенку дается инструкция: « Будем раскрашивать гирлянду. Я называю цвет, а ты им раскрашиваешь одну лампочку»
Далее, взрослый занимает такое положение, чтобы ребенок не видел его артикуляции или закрывает лицо экраном, называет один из цветов. Ребенок, в соответствии с услышанным, берет нужный карандаш (фломастер) и раскрашивает им гирлянду.
Важно: на начальном уровне слухоречевого развития следует остановиться на выборе из двух цветов. Сначала нужно потренироваться различать цвета на слухо-зрительной основе и при положительных результатах переходить к различению на слух.
Усложнить задание можно:
— увеличив количество цветов
— увеличив расстояние, с которого предъявляется речевой материал
— предъявляя речевой материал тихим голосом или шёпотом
— предъявляя речевой материал на фоне шума
«Сдуй снежинку»
Цель: развитие дыхания.
Подготовительный этап:
Вырезать из бумаги снежинки.
Ход игры:
Игроки садятся за стол, друг напротив друга. Перед одним из игроков, на край стола, кладется снежинка. Задача игрока сдуть снежинку на противоположную сторону, не уронив ее.
Усложнить задание можно: сделав снежинку меньше.
«Метель»
Цель: развитие речевого дыхания.
Подготовительный этап:
В прозрачную емкость, например в бутылку, насыпаются мелкие «снежинки» и вставляется котельная трубочка.
ВАЖНО, чтобы «снежинки» были по размеру больше, чем диаметр котельной трубочки, во избежание их попадания, при неправильном выполнении задания, в дыхательные пути.
Ход игры:
Задача ребенка подуть в трубочку так, чтобы все снежинки взлетели.
«Подарки под елкой»
Цель: развитие дыхания, закрепление в пассивном и активном словаре ребенка названий игрушек.
Подготовительный этап:
- Вырезать из картона или цветной бумаги елку и приклеить внизу небольшой квадратик двухстороннего скотча. К вершине елки на всю ее длину прикрепить гирлянду «Дождик»
- Вырезать изображения игрушек-подарков и прикрепит, на их обратной стороне двухсторонний скотч.
- Для многократного использования данного пособия, вместо скотча, можно воспользоваться тканевой «липучкой»
Ход игры:
Под мишуру на елку приклеивается один из подарков.
Задача ребенка подуть на мишуру, чтобы она разлетелась, и разглядеть и назвать, какой подарок лежит под елкой.
Усложнить задание можно:
— увеличив плотность мишуры
— уменьшив в размере изображение игрушки-подарка