9 методов, как улучшить слуховые навыки вашего ребенка

Ранее мы публиковали статью об играх, направленных на развитие слуховых навыков у пациентов с кохлеарными имплантами. И у наших читателей возник вопрос – а можно ли для развития слуха заниматься чем-то кроме игр? Конечно же, можно! В этой статье мы расскажем о девяти методах развития слуха, которые вы можете использовать в течение дня, чтобы помочь ребенку улучшить его слуховые навыки.

 

Интонационное выделение

 

Подчеркивайте звук, слово или фразу, чтобы обратить на нее внимание. Например, если вы учите названия животных – возьмите книжку с картинками. Каждый раз, когда вы открываете страницу с новым животным, произносите его название с особенной интонацией, чтобы привлечь внимание ребенка.

 

“Слуховой сэндвич”

 

Чтобы помочь ребенку воспринимать информацию на слух, первым делом научите его прислушиваться к вашей речи. Если ребенок не понимает с первого раза, используйте технологию “слухового сэндвича”, которая заключается в чередовании следующих этапов:

1 “Слушать в одиночку”: позвольте ребенку слышать без визуальной поддержки: чтобы он попытался только с опорой на слух воспринять то, что вы ему сказали и подумать над тем, что он услышал.

2 “Слушать с поддержкой”: если ребенок не понял сказанное, повторите информацию снова. Но в этот раз добавьте некоторую визуальную поддержку, например, в виде жестикуляции или покажите ему картинку, игрушку, объект или знак.

3 “Слушать в одиночку”: дайте ребенку еще один шанс прослушать только речевую информацию – чтобы он мог закрепить на слух, что он услышал и что вы сказали.

 

Проверка понимания

 

Задавайте ребенку вопросы о том, что он услышал. Вопросы могут быть такого типа, как “Какого цвета была машина?” и должны быть сформулированы так, чтобы по ответам вы могли оценить насколько ребенок понял услышанную информацию.

 

Моделирование ситуации с привлечением третьего человека.

 

Если у ребенка возникают сложности с ответами на вопросы– попросите третьего человека (знакомого ребенку) принять участие в беседе и отвечать правильно. После того его ответа снова задавайте

ребенку тот же самый вопрос, чтобы он мог сам на него ответить.

Например, если вы спрашивайте ребенка «Сколько лет Ивану?» и ребенку сложно ответить, задайте этот же вопрос третьему участнику беседы. Как только он даст правильный ответ, например, «Ивану 10 лет», задайте это же вопрос ребенку снова.

В этом методе взрослый выступает в качестве образца для ребенка, благодаря которому он может услышать правильный ответ на вопрос и далее использовать его самостоятельно.

 

Повторение

 

Повторяйте произнесенные слова или предложения снова и снова, чтобы дать ребенку еще один шанс услышать и понять весь смысл сказанного. При повторении используйте синонимы или похожие слова, чтобы точнее передать смысл того, что вы говорите.

 

Сделать паузу и подождать

 

Если ребенок затрудняется с ответом, не повторяйте сразу же просьбу или вопрос. Вместо этого подождите, дайте ему время подумать и сформулировать ответ. Таким образом, Вы побуждаете ребенка внимательно слушать сказанное, а не ждать пока Вы повторите.

Техника “Сделать паузу и подождать” несколько отличается от стратегии “Повторение”: чтобы они не противоречили друг другу важно чередовать их в зависимости от ситуации.

 

Улучшение

 

Повторяйте то, что сказал ребенок , но произносите это более правильно с точки зрения грамматики и лингвистики.

Например, ребенок сказал грамматически неправильную фразу “я люблю яблоки, он вкусный” вы можете улучшить эту фразу, повторив с улучшением “Я люблю есть яблоки, потому что они вкусные”.

 

Расширение словарного запаса

 

Используйте в речи по максимуму свой словарный запас, чтобы помочь ребенку развить его собственный. Добавляйте в предложение новые слова, относящиеся к предмету разговора. Таким образом, слушая вас, ребенок сможет расширить свой словарный запас.

 

Пояснение

 

Научите ребенка быть самостоятельным. Вместо того, чтобы позволять ему говорить: “Я не слышу тебя” или “Пожалуйста, скажи это снова”, научите его спрашивать определенную информацию. Например: “Какого

цвета кошка?” Цель этого упражнения – научить ребенка поддерживать разговор, запрашивая необходимую информацию. Важно, что он использует ту часть информации, которую понял, а не задает общий вопрос, подходящий для любой ситуации.

 

Регулярное использование этих методов в повседневной жизни поможет развить слуховые навыки вашего ребенка. Но не забывайте об играх – они тоже важны для развития ребенка.

 

Автор: Донна Сперадио (специалисты по слухоречевой реабилитации компании MED-EL), при поддержке МэриКэй Террес, сертифицированного специалиста по патологиям речи и слухоречевой реабилитации

Статья переведена и адаптирована на русский язык специалистами РО “Я слышу мир. Оринигал статьи: http://www.medel.com/blog/10-different-ways-help-child-develop-listening-skills/