Мы уже писали статьи о разных развивающих играх, на этой неделе мы опубликуем три материала об играх, в которые вы сможете играть со своим ребенком в обеденное время – каждый блок нацелен на развитие навыков коммуникации в определенном слуховом возрасте:
1. Для детей, которые только начинают слушать и говорить.
2. Для более опытных слушателей.
3. Для тех, кто уже хорошо слышит и говорит.
Сегодня мы представляем Вашему вниманию первый блок:
ДЛЯ ДЕТЕЙ, КОТОРЫЕ ТОЛЬКО НАЧИНАЮТ СЛУШАТЬ И ГОВОРИТЬ
Основная цель в данном случае – это сформировать у ребенка представление о звуках и добавить к ним значение простых повседневных слов и фраз, которые произносятся с разным ритмом и интонацией.
1. Используйте различные упаковки для еды, чтобы пошуметь и привлечь внимание ребенка к разным звукам:
▪ Постучите по кастрюле ложкой, затем по пакету с молоком, пошуршите упаковкой от хлеба, чтобы показать, что издают различные звуки.
▪ Проделайте это снова, когда ваш ребенок смотрит на вас, а также, когда он смотрит в сторону. Различает ли он, что был звук? Если да, то покажите, как именно вы сделали звук, определите с ребенком какой именно звук вы слышали и расскажите, что это такое.
2. Привлекайте внимание к звукам, которые издают различные упаковки
▪ Когда вы открываете кастрюлю или банку, попросите ребенка прислушаться, как она издает хлопок.
▪ Когда вы наливаете молоко, пусть ребенок прислушается, как оно делает «буль-буль-буль».
▪ Когда вы нарезаете хлеб или сыр, пусть ребенок прислушается, как нож делает «хлоп!» по разделочной доске.
3. Соединяйте повседневные фразы с определенными действиями, говоря:
▪ «Открыто» каждый раз, когда вы открываете продукт, холодильник, окно и т.д.
▪ «Горячо!», «Не трогай!» или «Нет, нет, нет!» — когда ребенок приближается к плите
▪ «Мешаем, мешаем, мешаем!» — размешивая суп.
▪ «Кладем!» или «Еще!» – когда добавляем сыр или хлеб на бутерброд.
▪ «Все!», «Выключаем» — когда выключаете плиту или другие электроприборы.
▪ «Готово!» — когда приготовление еды или сам обед закончен.
▪ «Бррр!» — когда открываете холодильник
После постоянного повторения этих слов, попробуйте произнести слово и посмотреть – пробует ли ребенок самостоятельно сделать обозначенное действие или может быть он смотрит туда, где это действие обычно происходит?
4. Развивайте речь ребенка
▪ Если ребенок говорит, например, «о-а», когда вы открываете холодильник, мягко поправьте его, сказав «Открыто. Да, я открыл холодильник»
▪ Если ребенок говорит, например, «го-го» , когда вы рядом с плитой, произнесит «Горячо. Да плита горячая и мы никогда ее не трогаем.»
Превратите эти игры в привычку и это, непременно, скажется на речевом развитии вашего ребенка. А о том, в какие игры можно играть в обеденное время с детьми с уже имеющимся слуховым опытом мы расскажем в нашей следующей статье.
Автор: Донна Сперандио специалист по слухоречевому развитию (в текущее время работает в качестве руководителя направления реабилитации в MED-EL), при участии Мэри-Кэй Терес, специалист по слухоречевому развитию.
Перевод и адаптация: Елена Четыркина, специалист «Я слышу мир»
Оригинал статьи: https://rodsi.ru/www.medel.com/blog/three-activities-build-childs-communication-skills/