ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОПРЕДЕЛЕННЫМ СЛУХОВЫМ ОПЫТОМ
После того, как ваш ребенок узнает и различает звуки, наступает время сосредоточиться на формировании словарного запаса и слуховой памяти. Вы можете использовать игры за обедом похожие на описанные в первой части, но сделав их чуточку сложнее.
1. Продолжайте рассказывать обо всех своих действиях. Дайте вашему ребенку одно-, двух- или многоступенчатые задания. Желательно, чтобы он делал их, повторяя за вами:
▪ «Я хотела бы, чтобы ты помог мне сделать обед. Пожалуйста, возьми масло и намажь два кусочка хлеба».
▪ «Достань крупу с полки и молоко из холодильника».
▪ «Положи кусочек хлеба снизу, добавь два ломтика сыра и положи другой кусочек хлеба сверху».
2. Расширяйте словарный запас, рассказывая об объектах, действиях и характеристиках предмета:
▪ «Это сковородка».
▪ «Я взяла чайник».
▪ «Будь осторожен! Не обожгись горячим супом!»
▪ «Этот нож острый».
▪ «Намажь масло на хлеб».
▪ «Мы сейчас сделаем бутерброд и разрежем его пополам».
3. Расширяйте словарный запас, закрепляя значение слова контекстом:
▪ «Сейчас мы подойдем к раковине и откроем кран».
▪ «Давай повернем эту ручку и включим определенную горелку на плите».
▪ «Всегда бери нож за ручку».
▪ «Мы используем лопатку, чтобы перевернуть блинчики».
4. Когда ваш ребенок уже знаком с определенным словом, расширяйте его словарный запас, используя слова со схожим значением:
▪ Мыть, ополаскивать, замачивать.
▪ Запах, аромат.
▪ Смешивать, перемешивать, взбивать.
▪ Готовить, жарить, кипятить, запекать, разогревать.
5. Просите своего ребенка рассказывать, что происходит вокруг и поправляйте грамматику, повторяя предложение правильно. Вы не должны говорить ребенку, что он что-то делает не так, просто повторяйте предложение:
▪ Спросите ребенка, чем он занимается. Если он говорит «Я ем кашу ложком вилком», поправьте его, сказав «Я ему кашу ложкой», подчеркнув интонацией слово «ложкой».
▪ Спросите ребенка, чем сейчас занимаетесь вы. Если он говорит «Ты жеваешь хлеб», повторите правильно «Ты жуешь хлеб».
▪ Спросите ребенка о том, что только что произошло. Если он сказал «Я помыл всех кастрюлей», аккуратно подтвердите «Ты помыл все кастрюли».
Каждую из этих пяти игр можно менять и расширять в зависимости от того, как и где вы обедаете, а также от того, что уже знает и умеет ваш ребенок. А если с этими заданиями ваш ребенок справляется без труда – скоро мы опубликуем третью часть игр, предназначенную для детей с уже хорошим слуховым опытом.
Желаем вам успехов в слухоречевом развитии!
Автор: Донна Сперандио специалист по слухоречевому развитию (в текущее время работает в качестве руководителя направления реабилитации в MED-EL), при участии Мэри-Кэй Терес, специалист по слухоречевому развитию.
Перевод и адаптация: Елена Четыркина, специалист «Я слышу мир»
Оригинал статьи: https://rodsi.ru/www.medel.com/blog/three-activities-build-childs-communication-skills/