Готовим ребенка к настройке речевого процессора кохлеарного импланта

Готовим ребенка к настройке речевого процессора кохлеарного импланта (ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ)*

Чтобы ребенок хорошо слышал с кохлеарным имплантом (КИ), процессор КИ должен быть хорошо настроен. Во время настройки аудиолог будет подавать слабые электрические сигналы на электроды КИ, и ребенок должен будет реагировать на эти сигналы, показывая, слышит он его или нет. Для этого нужно научить ребенка:

  1. 1. выполнять определенное действие в ответ на сигнал/звук (класть шарик в коробку, надевать кольцо на пирамидку, хлопать в ладоши, говорить «Да», поднимать руку и др.
  2. 2. ждать сигнал (зрительно-звуковой – например, при ударе по барабану, когда ребенок одновременно видит это действие и слышит звук, звуковой – когда ребенок только слышит удар барабана, но не видит это действие);
  3. 3. показывать, что он не слышит звук (нет, не слышу);
  4. 4. прислушиваться к тихим звукам и выполнять действие не только на громкие, но и на тихие звуки;
  5. 5. различать тихие и громкие звуки, показывая соответствующие знаки (например, жест руками «маленький/большой», на картинках показывать при громком звуке на большой барабан, а при тихом — на маленький).

Для этой цели у ребенка, начиная с возраста 1,5 года, можно выработать условно-рефлекторную двигательную реакцию на звук. Прежде всего, надо научить ребенка выполнять какое-либо действие (например, бросать шарик/кубик/шишку в банку, одевать кольцо на пирамидку) по сигналу взрослого, сочетающему действие и звук и ждать этот сигнал.

Дорогие родители! Очень важно не превратить это занятие в занудное упражнение, а делать это как забавную игру. Ребенок дольше сохраняет к нему интерес, если вы используете при этом разные игры и игрушки. Чтобы помочь вам, студенты 4 курса кафедры сурдопедагогики РГПУ им.А.И.Герцена придумали разные игры. Смотреть»

До операции и подключения процессора КИ при подготовке ребенка к настройке процессора КИ в качестве звука можно использовать разные звуки, доступные восприятию ребенка в слуховом аппарате (СА) — удар в барабан, дутье в дудку, произнесение слогов типа /ПА-ПА-ПА/. Барабан слышат все дети. Начинать следует с громких звуков, но не вызывающих у ребенка неприятных ощущений. Если ребенок уже носит КИ, то это могут быть и тихие звуки – такие как /Ш-Ш-Ш/, /С-С-С/.

Сначала ребенок должен видеть действие взрослого, которое вызывает звук. Хорошо, если второй взрослый или старший ребенок поможет малышу понять задание, выполняя действие, которое должен выполнять малыш. Взрослый сидит напротив ребенка и ударяет в барабан (звук может быть не очень сильный), так, чтобы ребенок видел его действие. Помощник сидит рядом с малышом и кладет в ответ на звук шарик в коробку. Помощник может выполнять действие его рукой или параллельно вместе с ребенком.

Сначала маленький ребенок не понимает, что он должен ждать сигнал, и он старается быстро положить шарик в коробку. Необходимо постепенно добиваться того, чтобы малыш ждал сигнал и не начинал действовать без него. Если он бросил шарик в коробку без сигнала, то ему надо показать жестом, что сигнала не было (развести руки, покачать головой, показать на ухо и покачать головой). Неправильно положенный шарик надо вынуть из коробки и вернуть его ребенку. Ребенок должен понять, что надо не просто бросить шарик в коробку, а сделать это только после, того как взрослый ударит в барабан. При этом обязательно надо менять интервал между звуками, оставляя периодически большую паузу (пропуск сигнала). Это необходимо потому, что у ребенка очень быстро вырабатывается рефлекс на время.

При каждой правильной реакции ребенка хвалят, гладят по голове, все радуются и хлопают в ладоши. После того, как ребенок научился ждать сигнал, то у него начинают вырабатывать реакцию только на слух. При этом ребенок не должен видеть действия взрослого, а только реагировать на звук.

 3-1Важно менять действия, которые выполняет ребенок по сигналу, чтобы ему не было скучно. Сначала он бросает шишки в банку, потом – шарики в коробку, затем – надевает кольца на пирамидку, потом бросает бумажные жетоны в прорезь крышки от коробки и т.д.

Поменяйтесь с малышом ролями: он подает сигнал, а вы выполняете действие. Если вы делаете правильно, то все и ребенок вас хвалят, гладят по голове, хлопают в ладоши.

Если у ребенка со СА уже вырабатывали реакцию на голос (классическое /па-па-па/), то можно начинать с этих звуков. Вы садитесь за стол напротив малыша, берете его рукой пуговицу/шарик и удерживаете его руку у его уха (это помогает удержать внимание ребенка к слушанию); обращаете внимание ребенка на свои губы и голосом разговорной громкости четко произносите слоги /па-па-па/. В момент вашего произнесения вы рукой малыша бросаете пуговицу/шарик в баночку. Это упражнение проводится до тех пор, пока ребенок не начнет сам выполнять действия в момент произнесения слогов (5-8 занятий). Длительность пауз между произнесением также надо постоянно менять, чтобы ребенок не привык к определенному ритму предъявления.

Надо регулярно привлекать внимание ребенка к процессу слушания, показывая на ухо, потому что слуховое внимание ребенка очень неустойчиво. Не надо требовать и ждать повторения этих слогов малышом, нам нужна его реакция на звук. Когда ребенок начнет четко реагировать, видя ваши губы, закройте их экраном (пяльцы для вышивания с натянутой непрозрачной рыхлой тканью, веер или, в крайнем случае, лист картона), так, чтобы ребенок не видел движение губ. Если ребенок не понимает этого задания — нужно повторить задание без экрана. При использовании экрана не убирайте его от лица сразу, чтобы ребенок не реагировал на это действие как на сигнал.

Некоторые дети приучены повторять слоги за взрослым, даже не дослушав его. В этом случае надо показать малышу, что он должен молчать и только слушать. Говорение отвлекает ребенка от прислушивания. Но если ребенок четко повторяет за вами слоги, не видя лицо, то это еще один признак того, что он слышит.

Дети нередко долго ждут окончания звука (если подается последовательность слогов, то лучше произносить 3-4 слога), отвлекаются и забывают выполнить действие. Здесь важно научить их выполнять действие сразу, как только он услышал начало звука. Для этого можно устроить небольшое соревнование — ребенок и мама держат у уха свой шарик и бросают их «кто быстрее» по звуковому сигналу. После этого ребенок начинает реагировать на начало звука, а соревновательный дух лучше поддерживает интерес ребенка к заданию.

narushenie_sluha_deti1-1

После того как ребенок научился ждать звук и выполнять определенное действие после подачи звука, важно научить его сообщать, что звука нет: развести ручки, покачать головой, показать на уши – «нет», «не слышу».

Это облегчит различение ситуаций, когда ребенок не слышит звук, от ситуаций, когда ребенок отвлекся и пропустил звук. Дети с нарушением слуха не любят показывать, что они не слышат, потому что ребенка хвалят только, когда он слышит. Поэтому очень важно хвалить ребенка, когда он правильно показывает, что звука нет.

Когда ребенок научится реагировать на громкие звуки, надо научить его прислушиваться к более тихим звукам. Для этого сначала надо показать ему разницу между звучанием знакомого громкого и тихого звука, используя для этого барабан или голос (громкое и тихое /а/), сопровождая звук соответствующим жестом, мимикой и/или картинкой. А потом вы предупреждаете ребенка, показывая ему жестом и объясняя словами, что сейчас будет тихий («маленький») звук и надо внимательно (хорошо) слушать. Задача ребенка — выполнять уже привычное ему действие, но на самый тихий доступный для него звук. Это упражнение очень важно, потому что, учит малыша принимать решение о наличии сигнала, даже если он очень тихий. Это умение необходимо, чтобы получить данные о пороговом уровне воспринимаемых сигналов для настройки процессора КИ.

По возможности ребенка также обучают различать «тихий-громкий» звук, используя сначала жесты и картинки. Для этого ребенку предъявляются громкий и тихий звуки, которые соотносятся с соответствующими картинками, например, картинки с изображением большого и маленького барабана.


Королева И.В. Кохлеарная имплантация и дети. Все самое важное для родителей. СПб., С.-Пб. НИИ уха, горла, носа и речи, 2010.-208 с. (в рамках Всероссийской программы реабилитации детей с ограниченными возможностями по слуху «Я слышу мир!»)